Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Типоразмер фронтальных АС


Просматривая конференции различных сайтов, связанных с тематикой car audio, с завидным постоянством наталкиваешься на вопрос, который в вольной форме можно передать так: "Помогите чайнику!!! Вот собрал 200 долларов и хочу купить новую акустику в свой автомобиль (такой-то марки). Продавец в магазине предлагает то-то, а друзья советуют то-то. Что лучше?" Просто удивительно, как много людей не могут определиться с выбором акустической системы. А так ли все просто? Давайте разберемся.

Суть проблемы.
О том, как выбрать динамик под свой личный вкус, мы сейчас говорить не будем: для этого проводятся тесты, выясняются особенности звучания и жанровые предрасположенности компонентов, а как сравнить впечатления наших экспертов со своими собственными и грамотно провести прослушивание в магазине или студии, сказано не раз. Цель статьи - помощь в выборе типоразмера и рациональный подход к покупке фронтальных АС.

В пределах одной и той же суммы можно купить АС различных типоразмеров. Причем чем меньше по размеру динамик, тем более высокого качества он будет при той же стоимости. В самом деле, за те же упомянутые нами $200 можно приобрести 16-см АС среднего класса, 13-см - повышенного и 10-см - чуть ли не топового. Что же выбрать?

С точки зрения инсталляции проблема выбора встает еще острее. Типоразмер штатных мест - насколько хорошо он продуман автопроизводителем и стоит ли на него ориентироваться? А может, лучше сразу подумать о более масштабной переделке с расширением штатных мест или переносом динамиков в другое место, не предусмотренное заводом-изготовителем автомобиля?

Изучение практического опыта построения отлично звучащих систем помогает лишь отчасти: например, на автозвуковых соревнованиях среди лучших из лучших в своих классах можно обнаружить и 13-см НЧ/СЧ-динамики на фронте, и 20-сантиметровые.

Одним словом, задача нетривиальная, требующая учета множества факторов. Попробуем рассмотреть их ниже.

Что должны уметь фронтальные громкоговорители.
Фронтальные АС для подавляющего большинства систем являются основными, исключая такие варианты, как организация звука в лимузинах для задних пассажиров или противоположный полюс - непритязательная система с парой дешевеньких "овалов" в задней полке. Чтобы соответствовать своей роли, динамики на фронте должны отвечать множеству различных требований, из которых главным в контексте данной статьи будет воспроизводимый диапазон частот. Под последним имеются в виду те музыкальные регистры, которые АС способна отыгрывать не абы как, а с хорошим качеством.

Закономерно, что увеличение динамика в размерах позволяет улучшить чувствительность, получить более глубокий бас и расширить диапазон мощности, в пределах которого динамик играет без искажений. С другой стороны, чем меньше диаметр, тем потенциально лучше поведет себя динамик на средних частотах, в этом помогает и более легкий диффузор, и пониженный уровень интермодуляционных искажений (т.е. искажений, вызванных одновременным воспроизведением сигналов разной частоты одним и тем же излучателем). Эти, а также ряд других причин, приводят к переходу от 2-компонентных АС к 3-компонентным, но в любом случае остается открытым вопрос диаметра самой большой головки в составе АС.

В идеале, фронт должен быть достаточно басовитым. В системах, где нет ни сабвуфера, ни тыловых АС, это очевидно - иначе басовые инструменты попросту пропадут из звуковой картины либо предстанут в сильно искаженном виде. В системах с сабвуфером глубокий бас фронтальных АС нужен для "бесшовного" сопряжения с сабвуфером и получения фронтального, а не тылового баса. Так что если позволяют деньги и условия размещения АС, то и думать нечего - надо выбирать самую крупную головку в качестве НЧ- или НЧ/СЧ-звена.

Как правило, это 16-17-см головки, хотя частенько в сложных системах можно обнаружить и 8-дюймовые НЧ/СЧ-динамики. Но если придется идти на компромисс (а в жизни чаще всего так и бывает), то где можно сэкономить, а где - не стоит?

Разные возможности, разные потребности.
Если обратиться к цифрам, то получится такая картина: среднетипичные 16-см АС хорошо играют бас до 80 Гц, 13-см - до 100 Гц и 10-см - до 120 Гц. В переложении на общепонятный язык это означает, что первые способны дать какое-то представление о бас-бочке, вторые более-менее честно покажут ритмику, "потеряв" нижележащие инструменты и в целом фундамент, а последние сильно исказят весь низкочастотный регистр, оставив только намек на басовые инструменты. При этом лучшие образцы 13-см динамиков позволяют получить очень четкий и быстрый верхний НЧ-диапазон, а 16-см - передать его более полно и насыщенно. Если говорить про вышестоящие регистры, то с СЧ-диапазоном лучше всех потенциально справится 10-см динамик. К тому же, благодаря небольшим габаритам, его легче расположить рядом с ВЧ-динамиком, что даст выигрыш в получении цельного звукового образа.

Однако даже 16-см динамики все-таки не могут дать полноценного представления о басе, и для полноты картины им требуется помощь сабвуфера. Другое дело, что с одними потерями можно смириться, а с другими - нет.

На практике, правда, иногда встречаются уникумы. Например, среди динамиков типоразмера 10 см отдельные экземпляры могут показать глубину баса на уровне 13-см, а с 13-см - басить так же, как среднестатистические типоразмера 16 см. Конкретные модели мы н

Актуальные ресурсы

е называем, поскольку в наших тестах такие "удальцы" всегда отмечаются спецпризом "Бас".

Иными словами, если на фронте стоит динамик размера меньше 16 см - готовьтесь к проблемам из-за басового регистра. Казалось бы, проблема легко решаема - достаточно поставить "крупнокалиберные" головки сзади и отсутствующие частоты появятся. Но данный способ пригоден лишь для тех, у кого представления о хорошем звуке не включают такого понятия, как правильная сцена. В принципе, подобных слушателей не так уж мало, достаточно вспомнить любителей клубной музыки или тех, чьи вкусы сформировались под воздействием звучания дешевеньких домашних кинотеатров на базе музыкального центра "все в одном". В автомобилях часто встречаются системы, где только фронт или только тыл звучат весьма посредственно, но включенные одновременно дают более-менее приемлемый звук.

В принципе, в подобных системах от тыловых АС не требуется воспроизведения полного частотного диапазона, достаточно нижнего и среднего баса (что иногда даже предпочтительнее для сохранения сцены). Но еще раз повторим - такой способ представляет собой большой компромисс, вряд ли пригодный для требовательного автомеломана, тем более что минусов здесь гораздо больше, чем просто потеря сцены, - достаточно упомянуть о неприятном эффекте фазового рассогласования.

Борьба за бас.
Велик соблазн сделать чудо и заставить маленькие динамики достойно отыгрывать бас. Все-таки XXI век на дворе, и на какие только чудеса не способна современная техника! Тем более что фирмы с самыми авторитетными именами одна за другой заявляют о достигнутом прорыве в области басовой отдачи, анонсируя все более изощренные схемы обработки звука, использующие психоакустические и прочие аспекты. Как правило, разработчики данных устройств обещают существенную отдачу баса даже от малоразмерных динамиков. Не желая свергать авторитеты, мы все же посоветуем поменьше обращать внимания на такие заявления.

Ни одна самая совершенная схема подъема баса никогда не заставит 10-см АС звучать как 16-см, а при неаккуратном обращении с ней, скорее всего, динамик попросту сгорит. Запомните, если вы хотите улучшить бас малой кровью, то гораздо полезней правильно установить динамик, создать ему оптимальные условия работы (об этом подробно рассказано в статье этого номера "Устанавливаем НЧ/СЧ-динамик") и воспользоваться "бесплатной" помощью автомобильного салона. Относитесь ко всем схемам "улучшайзеров баса" предельно осторожно. Кроме того, существует немало апологетов "сквозного тракта", т.е. минимального вмешательства в звук вообще, и для них подобные "улучшайзеры" сродни бельму на глазу.

Тем не менее улучшить бас все-таки можно, только средства для этого лежат не в области электронных схем. Весьма существенно на передачу НЧ-диапазона будет влиять акустика салона автомобиля и выбор акустического оформления НЧ/СЧ-динамика. Например, при работе на весь объем двери характер баса будет один, а если в ней создан для динамика специальный корпус - совершенно другим. Более подробно об этих особенностях вы прочтете в статье этого номера "Акустика салона: басовый помощник", мы же в данном контексте хотим показать все условия, которые будут влиять на выбор типоразмера динамика.

Один из самых важных моментов - грамотная установка динамика. Если дверь не подготовлена (плохо задемпфирована, много щелей), то говорить о качестве передачи НЧ просто не приходится. Примеров масса. Даже после частичной доработки установочного места все автолюбители отмечали существенно лучшую отдачу баса - при том же динамике. Это можно подтвердить следующим примером: грамотно установленный 13-см динамик и по глубине, и по качеству баса с большой вероятностью "обыграет" своего неаккуратно установленного 16-см соперника. Но если 16-см установить столь же тщательно, то, конечно, результат будет еще лучше; другое дело, что по ряду вышеизложенных причин использовать крупноразмерные АС бывает затруднительно.

Важно помнить, что при необходимости использовать 13-см АС вместо 16-см, от первых требуется не только максимально глубокий бас в своем классе, но и способность отыгрывать доступный частотный диапазон вниз без искажений с достаточным запасом по мощности. Моделей, имеющих привычку басить на малой громкости и начинающих "прихлопывать" при ее увеличении, не так уж мало, и они мало подходят для такой роли. Правда, причина подобного поведения может лежать не только в особенностях самой головки, но и в неправильном акустическом оформлении - т.е. объем двери окажется слишком велик для данной модели.

Зависимость типоразмера НЧ/СЧ-динамика от размеров автомобиля.?
Рассказ о выборе типоразмера динамика будет неполным, если не коснуться связи между размером головки и объемом кузова автомобиля. Есть мнение, что чем больше габариты салона, тем больший типоразмер динамиков для фронтальных АС требуется использовать. Подобная взаимосвязь, по сути, надуманна и прямой зависимости здесь нет.

Однако есть принцип целесообразности. По большому счету, любая инсталляция должна четко соизмеряться соотношением цена/качество. Согласитесь, что устанавливать в дверь малолитражки (например, "Оки") большой 20-см НЧ/СЧ-динамик, для которого еще и потребуется сооружать огромный подиум - не только не целесообразно, но и безграмотно, поскольку желаемое качество можно получить на динамиках гораздо меньшего типоразмера.

И совсем другое дело, если такой динамик установит владелец большеразмерного автомобиля, поклонник мощного и громкого баса.Преимущества маленьких салонов перед большими не столько в том, что головке легче "прокачать" требуемый объем воздуха, сколько в том, что у них раньше начинается естественный подъем АЧХ в басовой области, а это дает "бесплатную" прибавку в басе. Впрочем, последнее обстоятельство надо использовать с большой аккуратностью, поскольку те же самые особенности салона могут проявиться и в гулком, бесформенном басе.

Особняком стоят автомобили с открытым кузовом (кабриолеты). В таких авто сложно получить хороший средний бас, поэтому многие инсталляторы для лучшей отработки этого диапазона устанавливают не один, а сразу два НЧ/СЧ-динамика, или же один, но увеличенного типоразмера. Вообще, среди инсталляторов, занимающихся озвучиванием кабриолетов, бытует негласное правило: посчитай набор динамиков как для обычного автомобиля и возьми ближайший сверху типоразмер, а то и увеличь вдвое количество излучателей.

  © Copyright 2007 MobilAudio