Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
FAQ - тыловые динамики


Написать продолжение вышедшей в прошлом номере статьи "Тыловые АС - когда он нужны" вынудили нас ваши звонки и письма. Честно говоря, мы не ожидали столь быстрой реакции читателей на эту публикацию, но проявившийся интерес еще раз подтверждает, что установка тыловых динамиков - тема актуальная для многих автовладельцев.

Все ваши вопросы мы объединили в небольшие рубрики, а статью так и назвали - часто задаваемые вопросы (Frequently Asked Questions - FAQ). Вопросы охватывают практические моменты, с которыми часто приходится иметь дело при построении тыловых каналов.

Дорогие "коаксиалы" в тылу.

Элементарная логика подсказывает, что дорогие "коаксиалы", а особенно "овалы", так и просятся на роль высококлассного тыла. Причем именно в заднюю полку, в двери их ставить нет смысла. Как выясняется (читайте один из "Мультитестов" этого номера), в старшей ценовой категории даже "овалы" могут отлично звучать, избавленные от присущих этому классу недостатков.

Кроме того, они гораздо проще в установке, чем компонентные модели. Тут важно соблюсти рациональный подход: например, "овалы" до $200 могут посоперничать с 16-см 2-компонентными АС, поскольку для первых это чуть ли не элита, а для вторых - всего лишь начало среднего класса. Однако при бюджете $300-400 (бывают и такие "овалы") компонентные модели заслуживают большего внимания. Кроме того, если от тыла требуется высокая отдача, то 3-компонентные АС с 8-дюймовым НЧ-звеном предпочтительнее даже очень дорогих "овалов" с соблазнительной заявленной мощностью.

Тыл только для баса.

Если возникло желание перерезать провода к СЧ/ВЧ-звену в "овалах", то советуем подойти к решению этой проблемы более рационально. Во-первых, у многих головных устройств сейчас есть возможность включить ФНЧ для тыловых каналов (в частности, это не первый год практикуется в головных устройствах "Pioneer"). Во-вторых, при некоторых видах установки можно ослабить уровень ВЧ естественным путем. В-третьих, для этих целей и за эти же деньги куда лучше купить не полнодиапазонные "овалы", а НЧ/СЧ-головки 6х9 дюймов. Лучшие модели последних обеспечат достаточно глубокий нижний бас, прекрасный средний бас, а будучи включенными в полном диапазоне - еще и средние частоты, которые сами по себе будут сильно зажатыми, но при прослушивании с фронтальными АС это обстоятельство ничуть не будет мешать.

Когда нужны корпусные акустические системы?

Акустические системы (т.е. несколько динамиков и кроссовер в отдельном корпусе) очень любят американские поклонники car audio, особенно владельцы пикапов. У нас они почти не прижились, а что касается пикапов, то их на дорогах раз-два и обчелся, однако распространение клубной культуры может дать этому направлению вторую жизнь. Да и для дискотек на открытом воздухе такие АС подходят очень хорошо. Фактически, корпусная АС - это тот же корпусной сабвуфер, только у нее есть еще и дополнительные головки для воспроизведения полного диапазона частот.

Надо ли ориентировать тыловые АС?

Тыловые АС уже изначально разработаны для работы на отражение от заднего стекла, поэтому необходимости в их ориентации нет. При установке коаксиальных динамиков в заднюю полку использование подиумов и их ориентация - чисто декоративный ход установщиков, хотя иногда в этом есть и другая цель: более надежное крепление АС. Но если вы устанавливаете в дверь компонентные динамики, то для получения высокого качества звучания в тыловой части салона подиумы и направленность только приветствуются.

Высокочастотники в средних стойках.

Вопрос расположения ВЧ-динамиков встает при необходимости обеспечения высокого качества для задних пассажиров. В этой связи установка высокочастотника в средней стойке с правильной его ориентацией дает преимущество в подъеме уровня звуковой сцены. Впрочем, на этот счет единого мнения у инсталляторов нет: одни успешно практикуют данный вариант, другие после безуспешных попыток полностью отказались от такой схемы, предпочитая ставить высокочастотники в верхней части задних дверей.

Скрытая установка тыловых АС.

Если машина ночует под окнами, а не под надежной охраной, то вопрос снижения ее привлекательности для лиц с криминальными наклонностями стоит особенно остро. Ничего сложного в этом нет, только надо соблюдать определенные условия. Главное - избежать пустот между монтажной поверхностью и декоративной панелью, иначе не избежать проблем с сильными частотными искажениями и слабым басом.

Схема Хаффлера.

Задача, которую выполняют динамики в тыловом канале, включенные по схеме Хаффлера, заключается в выделении разностного сигнала из двух стереоканалов. Для ее реализации в классическом виде применяется следующая схема:

Номиналы пассивных элементов для динамиков сопротивлением 4 Ом: L= 0,35 мГ, С= 50 мкФ.

Если внимательно посмотреть на схему, то получается, что динамики воспроизводят монофонический сигнал, только в противофазе. Поэтому некоторые инсталляторы пользуются только одним динамиком, подключенным по следующей схеме:

Номиналы пассивных элементов для динамика сопротивлением 4 Ом в этом случае: L1=L/2, С1=2С.

Хотим напомнить, что в схемах, предназначенных для восполнения диффузной составляющей поля, используются только широкополосные динамики с высокой чувствительностью.

Объемное звучание без "Dolby Digital".

Хоть настоящие аудиофилы и предают уничижению всяческие схемы получения объемного звучания из простой 2-канальной фонограммы, все же любителей такого звука найдется немало. Учитывая, что далеко не каждая система имеет в составе DVD-источник и процессор форматов "Dolby Digital"/dts/DPL, можно воспользоваться и более простыми вещами - симуляторами объемных эффектов, которые есть даже в недорогих головных устройствах. Правда, некоторые из этих эффектов наряду с объемным звучанием дают такие искажения в звуке, что впору получить пресловутый "рак ушей". Между тем, все дешевле становятся головные устройства, оснащенные DPL II - системой, зачастую работающей более корректно, но также вряд ли могущей получить одобрение искушенного аудиофила. Кстати, для последних также есть специфические, довольно дорогие устройства, обеспечивающие объемный звук из 2-канальной фонограммы при сохранении всех достоинств последней.

Объемное звучание без тыловых АС.

Это еще более спорный вариант, чем предыдущий: здесь предлагается получить объемный звук не только без многоканальной фонограммы, но даже и без тыловых АС! Тема исследовалась с незапамятных времен, но стала по-настоящему популярной с развитием мультимедийных

Актуальные ресурсы

качеств у компьютеров, которые в подавляющем большинстве имеют всего два крошечных громкоговорителя. Теперь подобные схемы добрались и до car audio. Наши испытания показывают, что "раздвинуть пространство" такие схемы действительно могут, только к высокому качеству звука это не имеет никакого отношения; пусть этим занимаются только завзятые фанаты объемного звука, стесненные в средствах и склонные относить рассуждения о тонкостях тональной чистоты, микродинамики и т.п. к сугубо аудиофильским премудростям.

  © Copyright 2007 MobilAudio