Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
CEA-2006 - мощность по-новому


Буквально пару номеров назад, изучая технические характеристики одного достаточно дорогого широкополосного усилителя, мы натолкнулись на довольно любопытный факт: в графе отношение сигнал/шум значилась непривычно малая цифра -всего 80 дБ. Что это - опечатка или признак низкопробности аппарата? Как оказалось, не то и не другое: этот феномен имел имя собственное и назывался "CEA-2006".

"CEA-2006" - что это?
Под аббревиатурой скрывается название американской ассоциации бытовой электроники (Consumer Electronics Association), которая, по замыслу основателей,должна способствовать развитию соответствующей отрасли. На деле, эта организация является уменьшенной копией "ВТО", действующей в пределах пятидесяти штатов и обладающей своей спецификой (в списке "CEA" насчитывается более 1700 компаний, преимущественно американских). Попутно с работой в экономике, "CEA" небезуспешно практикуется в выставочной деятельности. Самое значимое событие рождественских каникул - ежегодная выставка "CES" (Consumer Electronics Show), это ее рук дело.А между делом ассоциация занимается разработкой и внедрением новых стандартов измерения технических параметров домашней электроники. Ее последнее творение -свод норм "CEA-2006", в котором присутствует отдельный протокол ("EIA-517B"), посвященный автомобильным усилителям мощности.

Причины появления.
Итак, что же вынудило "CEA" вплотную заняться рынком автомобильной электроники, и, в частности, усилителями мощности? Наиболее часто упоминаемая причина в пресс-релизах - введение единого стандарта измерения основных параметров усилителей, с тем чтобы упростить жизнь потребителю. И действительно, в последнее время найти два усилителя, мощность которых определена по одним и тем же критериям, практически невозможно. Кто-то из производителей приводит среднеквадратичную мощность, кто-то пиковую или максимальную. Кто-то из них измеряет ее при напряжении питания 12 В, а кто-то - при 14,4 В. В конце концов, некоторые компании берут за точку отсчета коэффициент нелинейных искажений, не превышающий сотых долей процента, а кто-то не гнушается и значениями в единицы процентов. И так далее. Иными словами, огромное число переменных и непрогнозируемый конечный результат. А заодно - путаница, сумбур, недоразумения с покупателями. По заверениям "CEA", с внедрением "EIA-517B" подобные проблемы останутся в прошлом.

Суть "CEA-2006".
В "EIA-517B" ассоциация "CEA" предлагает разделить существующий список технических параметров усилителей на две группы: основные и дополнительные. К первым она относит такие, как мощность и отношение сигнал/шум, ко вторым - все остальное (диапазон частот, чувствительность линейных входов, коэффициент демпфирования и т.д.). Как замечают специалисты ассоциации, такое деление не случайно, потому что на сегодняшний день только эти два основных показателя в состоянии реально отразить качественный уровень усилителя (для примера, стандартный диапазон частот "20-20" воспроизводит сегодня любой автомобильный усилитель). Впрочем, это не столь важно, обратимся к принципам измерения технических характеристик по новому методу.

Основные параметры:

Выходная мощность.

Под выходной мощностью подразумевается среднеквадратичная мощность (RMS), измеренная при напряжении питания 14,4 В, сопротивлении нагрузки 4 Ом и коэффициенте гармонических искажений, не превышающем 1%. Для случаев, когда усилитель разработан для нетрадиционных вариантов применения (например, SPL-ные аппараты или усилитель, способный развивать исключительную мощность на нагрузке, отличной от 4 Ом (1 или 2 Ом)), "EIA-517B" предусматривает дополнительный параметр "Additional Power Output".

Отношение сигнал/шум.
Новый стандарт жестко регламентирует условия измерения данного показателя.Уровень шумов определяется при выходном напряжении усилителя 2 В на нагрузке 4 Ом (что равносильно 1 Вт выходной мощности). Такие условия измерения приняты с целью устранения зависимости отношения сигнал/шум от выходной мощности усилителя. Кроме того, разработчики отмечают, что при сравнении результатов измерения отношения сигнал/шум одного и того же усилителя по старой и новой методике будет наблюдаться ощутимая разница - до 20 дБ (к примеру, если по старой методике отношение сигнал/шум составляет 100 дБ, то по новой оно будет около 80 дБ).

Дополнительные параметры.
Сюда включены уже упомянутый "Additional Power Output", диапазон частот, чувствительность линейных входов, эффективный коэффициент демпфирования и допустимое сопротивление нагрузки. Все эти показатели "CEA-2006" предлагает измерять по старой методике, исключение - эффективный коэффициент демпфирования. О том, что подразумевает под собой этот показатель, нам выяснить не удалось (на сайте ассоциации мы не обнаружили информации по этому поводу). Со своей стороны рискнем предположить, что этот показатель, наряду с выходным сопротивлением усилителя и сопротивлением нагрузки, учитывает влияние проводов, кроссовера и клемм.

Подытожим.
Как бы ни был хорош стандарт "CEA-2006" с точки зрения потребителя, говорить о его повсеместном внедрении, пожалуй, преждевременно. "CEA-2006" - это не более чем добровольный клуб (Consumer Electronics Association не имеет статуса сертифицирующей ассоциации, как, скажем, те же ISO, TUV, РСТ и другие), и производители не обязаны приводить технические характеристики своих продуктов в соответствии с его требованиями. Вместе с тем, многие компании, среди которых такие гранды, как "Alpine", "JBL", "Rockford Corporation" (и ее дочерние предприятия) и "Zapco" уже вступили в него, и с нынешнего года в описании их продуктов можно встретить примечание, гласящее об использовании норм "CEA-2006" при измерениях (признаком этого станет логотип "CEA-2006" на упаковке). Со своей стороны, мы искренне надеемся, что подобный жест доброй воли будет поддержан и другими известными компаниями, с тем чтобы многочисленные спекуляции на тему мощности и других параметров усилителей канули в Лету, а потребителю было проще ориентироваться на рынке car audio.

FAQ по мощности усилителей.

1. Как отличить усилитель с завышенной паспортной мощностью?


Самый простой способ - посмотреть на номинал предохранителя. Допустим, производитель заявляет номинальную мощность 2х100 Вт. Это означает, что усилитель будет потреблять около 400 Вт, поскольку КПД усилителей класса AB (наиболее распространенного) примерно

Новинки и технологии

равен 50% (2х100/0,5=400). Дальше остается поделить потребляемую мощность на напряжение бортовой сети: 400 Вт/13,8 В = 29 А. Если номинал предохранителя меньше этой цифры, то производитель слукавил и указал завышенную мощность - довольно частый случай для дешевых моделей малоизвестных фирм.

2. Почему некоторые производители указывают заниженную паспортную мощность?

Не раз приходилось сталкиваться с тем, что младшие модели авторитетных производителей, имеющие маленькую паспортную мощность (например, 2х25 Вт или 2х30 Вт), оказываются реально гораздо мощнее и вполне сравнимы по этому параметру с одноклассниками, чья заявленная мощность выше. Дело в том, что здесь производители идут на хитрость. Обычно такие бренды тесно связаны с соревновательным движением по автозвуковому спорту, где деление по классам идет в том числе и по суммарной мощности усилителей системы. В этих условиях участник, имея реально более мощный усилитель, чем заявлено в паспорте, может выступать в классе, где соперники будут с менее мощными усилителями, в результате получая преимущество.

3. Насколько отличается мощность при включенном и выключенном двигателе?

Как известно, напряжение бортовой сети при выключенном двигателе составляет 12 В, а при включенном - 13,8 В (в реальности цифры могут отличаться, особенно у старых автомобилей). Если усилитель имеет стабилизированный блок питания, о чем обязательно будет написано в инструкции, то его мощностные параметры будут практически одинаковыми для обоих случаев. Кстати, это вовсе не означает, что звучание системы при включенном и выключенном двигателе будет одинаковым, особенно для систем, оборудованным конденсатором в цепи питания усилителя.

Но если блок питания усилителя нестабилизированный, как и бывает у большинства моделей, то разница в мощности может оказаться значительной, иногда отличаясь в 2-3 раза. Поэтому если вам встретился усилитель с неожиданно малой паспортной мощностью, указанной для напряжения 12 В, то поищите в технических данных параметры парой строчек ниже - скорее всего, там окажутся более привычные цифры, указанные для 13,8 В или 14,4 В.

4. Каких данных следует опасаться?

Если единственный вариант мощности, приводимый изготовителем, содержиткомментарий (THD = 10%), то мы бы этому производителю не доверяли, поскольку слушать музыку при таком уровне нелинейных искажений (THD - коэффициент гармонических искажений) никто не захочет, даже не причисляя себя к аудиофилам.Еще хуже, если единственными данными является мощность PMPO (пиковая музыкальная выходная мощность); это, строго говоря, прямой обман покупателя, по крайней мере, с точки зрения этики в car audio (среди домашних магнитол PMPO вполне прижилось и охотно используется даже известными фирмами). Насколько сильный обман? Очень внушительный - в 20 (!) раз по отношению к номинальной мощности. Кстати, советуем изучать все источники, где производитель говорит о мощности усилителей: на корпусе аппарата и на коробке могут быть приведены вполне заманчивые цифры без каких-либо комментариев, а в паспорте - мелким шрифтом -пояснение, что это, оказывается, как раз та самая злосчастная PMPO...

  © Copyright 2007 MobilAudio