Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Выбираем место под СЧ-головки


В прошлогодних номерах нашего журнала мы рассмотрели различные варианты и способы установки ВЧ-динамика (твитера) в салоне автомобиля, где слегка коснулись и вопроса установки СЧ-динамика. В частности, говорили, что в трехполосных системах нельзя далеко разносить СЧ- и ВЧ-динамики, поскольку в этом случае получится большая неравномерность тонального баланса всей аудиосистемы.

В качестве примера дали эмпирическую рекомендацию разносить головки не дальше длины или ширины ладони. Однако в той же статье мы говорили, что универсального метода выбора места установки высокочастотника нет, и для каждого типа используемых динамиков, их индивидуальных характеристик, вкуса слушателя и свойств салона точное место расположения ВЧ-головки надо выбирать экспериментально. По большому счету, это утверждение можно применить и к выбору места под установку СЧ-головок - хотя и с массой оговорок, о которых пойдет речь в этой статье.

Прежде чем поговорить о месте установки, следует разобраться, какие типы СЧ-головок используются в автомобильных АС и какие к ним предъявляются требования.

Особенности средних частот.
По информационной нагрузке СЧ-диапазон является самым важным. Даже при отсутствии ВЧ- и НЧ-излучателей вы все равно сможете различить звучание скрипки и рояля, мужской голос и женский и т.д., поэтому к качеству воспроизведения СЧ предъявляются самые высокие требования. К среднечастотным громкоговорителям относятся головки с диапазоном воспроизводимых частот, лежащим в пределах от 200 Гц до примерно 6 кГц, то есть не более 4-5 октав. СЧ-динамики различают, во-первых, по форме излучающей поверхности. Чаще всего используют громкоговорители с конусным диффузором и купольной диафрагмой.

Другие типы излучателей - ленточные и изодинамические - мы не будем рассматривать, ввиду их малой распространенности. Во-вторых, СЧ-головки различают по площади излучающей поверхности или по типоразмеру (диаметру излучающей поверхности). Последний может лежать в пределах от 6 до 13 см, но встречаются и экзотические варианты с типоразмером 16 см. На практике чаще всего используются конусные СЧ-головки типоразмера 10 см (4 дюйма), а купольные - 6,5 см (2,5 дюйма).

Интересно, что при выборе СЧ-динамика больше всего возникает затруднений с выбором типа излучающей поверхности - конуса или купола. Если речь идет о динамиках с конусным диффузором, возникают варианты выбора типоразмера. Можно даже сказать, что поклонники трехполосных систем разбились на два лагеря: первый - поклонники СЧ-динамиков с купольной диафрагмой, второй - динамиков с конусными диффузорами. Более того, существуют даже различные идеологии фирм-производителей.

Например, итальянская компания "AD" (Audio Development) в принципе не использует в своих трехполосных АС купольных СЧ-динамиков, не встретите вы таких динамиков и среди продукции французской компании "Focal". Зато в ассортименте "Morel" или "Dynaudio" их несколько. Спорить о том, какой тип динамиков лучше для воспроизведения СЧ-диапазона - дело неблагодарное, поскольку ни один из них нельзя считать идеальным, у каждого свои достоинства и недостатки.

Так, купольные диффузоры по сравнению с конусными имеют меньше интермодуляционных искажений и менее зависящую от частоты диаграмму направленности, но при этом диапазон воспроизводимых частот у них, особенно в низкочастотной области, небольшой и обычно начинается с 800-1000 Гц, что не всегда удобно при настройке. С конусными головками другие проблемы: требуется организовать корпус определенного объема, да и по габаритам он, как правило, больше. А если не хочется ломать голову над размером конусной головки, то можно остановиться на "золотой середине" - 10 см.

Выбор места для СЧ-головки.
Установка СЧ-динамика требует некоторых навыков работы и понимания проблемы озвучивания салона. И хотя по исполнению такая работа отчасти напоминает установку высокочастотника (учет направленности, взаимного расположения левого и правого каналов, изготовление подиумов и др.), по количеству решаемых задач она на порядок сложней. Независимо от варианта установки СЧ-головки, необходимо одновременно учитывать несколько параметров: сопряжение с ВЧ- и НЧ-динамиками по уровню, фазе и диапазону воспроизводимых частот или частоты разделения всех компонентов.

Профессиональными установочными центрами накоплен колоссальный опыт установки СЧ-компонента в различных салонах автомобилей. С некоторыми аспектами мы вас сейчас и познакомим.

Установка в кик-панели.
По мнению многих инсталляторов, кик-панель - это едва ли не идеальное место для установки всех компонентов АС, поскольку разность хода звуковой волны от левого и правого каналов при данном монтаже минимальна. Однако установка туда только СЧ-динамика сопряжена с рядом трудностей.

Из-за большого расстояния между СЧ- и ВЧ-звеньями велика вероятность разбалансирования уровня звуковой сцены, и чтобы этого избежать, высокочастотник должен воспроизводить сигналы, начиная с 2-3 кГц. Из вышесказанного можно сделать вывод, что основное достоинство данной установки - относительная простота монтажа и легкость в выборе направленности, а к недостаткам отнесем сложность в получении однородности тонального баланса и высокую нагрузку на ВЧ-динамик.

Установка в торпедо.
Это самый популярный у инсталляторов вариант установки СЧ-головки. В таком варианте монтажа большая часть полезного сигнала доходит к слушателю через отражение от лобового стекла, что удлиняет путь звуковой волны к слушателю, виртуально увеличивая глубину звуковой сцены.

Особенно это ценно в автомобилях с небольшой шириной торпедо - например, в отечественной "классике" или некоторых моделях импортных внедорожников. В такой установке важно учитывать тип СЧ-головки. Если используется головка с купольной диафрагмой, то в большинстве случаев, из-за широкой диаграммы направленности, она ставится просто заподлицо.

А если устанавливаются динамики с конусным диффузором (более узкая диаграмма направленности), то, во избежание туннельного эффекта, зачастую их требуется немного развернуть в сторону слушателя. Достоинства этой установки очевидны: близость СЧ- и ВЧ-компонентов, хорошая высота звуковой сцены, а к недостаткам можно отнести только сложность установки. Не в каждое торпедо удается красиво внедрить СЧ-головку, а в новых автомобилях подобное вмешательство вообще чревато потерей гарантии, поэтому многие инсталляторы, особенно в странах Европы, идут другим путем - устанавливают СЧ-динамик не в торпедо, а на торпедо.

По качественным показателям этот вариант очень близок к установке в кик-панели, но за счет близкого расположения СЧ- и ВЧ-компонентов, их направленности непосредственно на слушателя (работы без переотражений) и высокого положения установки намного проще настроить тональный баланс и уровень звуковой сцены. Оптимальная установка возможна на достаточно вытянутом в глубину торпедо, когда нижний край лобового стекла располагается на значительном удалении от слушателя. К недостаткам можно отнести сложность реализации ввиду необходимости использования специальных подиумов, а значит, дороговизны установки. Плюс к этому - риск снижения обзорности, и невозможность скрытой установки, из-за чего машина становится привлекательной для воров.

Установка в дверь.
Этот тип установки следует разбить на два подтипа. Первый, когда СЧ-динамик устанавливается рядом с НЧ/СЧ-головкой - как правило, чуть выше ее и с разворотом на слушателя. Такая комбинация используется в тех случаях, когда большеразмерный НЧ/СЧ-динамик (16 см и более) при установке в нижней части двери плохо воспроизводит верхнюю середину. Второй вариант: СЧ-динамик устанавливается в верхней части двери и, опять же, с доворотом на слушателя. Основное достоинство установки СЧ-компонентов в дверь - близость расположение к другим излучателям звука, что позволяет лучше согласовать и частоты разделения, и уровни. Однако из-за близкого расположения к слушателю и большого различия расстояний от слушателя до левого и правого каналов, без применения специальных мер могут возникнуть сложности с настройкой однородности звуковой сцены.

Экзотические установки.
К экзотическим, можно отнести вариант расположения излучателя под водительским сиденьем. В этом случае динамик располагается таким образом, чтобы его звучание, отразившись от лобового стекла, пришло к слушателю. К сожалению, никому из нашей редакции не довелось послушать такие автомобили, поэтому поделиться личными впечатлениями

Что-нибудь нового?

мы не можем, тем не менее, по мнению авторов этой установки, звук получается хорошим. На наш взгляд, основное достоинство данной инсталляции - скрытность установки, а к недостаткам отнесем расположение под ногами: ноги закрывают динамик, динамики мешают ногам - взаимная несовместимость.

Еще один вариант экзотической установки предложил Андрей Корнилов из Екатеринбурга, использовав сразу две СЧ-головки, одна из которых с купольной диафрагмой, а вторая - с конусной. Надо отметить, что на чемпионате Европы по автозвуковому спорту качество звучания его автомобиля высоко оценили как отечественные, так и зарубежные инсталляторы и судьи.

Практические советы.
Установку трехполосной АС можно выполнить двумя способами. Первый, более оптимальный, когда изначально покупают трехполосный комплект компонентов и производят его монтаж. Второй способ предусматривает постепенное наращивание системы - его, как правило, используют при небольшом бюджете. Причем, если изначальная двухкомпонентная система состояла из НЧ/СЧ-динамика типоразмера 10 или 13 см, то последний вполне может выступить в роли СЧ-динамика, а если это был динамик типоразмера 16 см и больше, то весьма желательно использовать отдельную среднечастотную головку.

Обычно вызывает трудности размещение СЧ-динамика. Принципы тут те же, что и для высокочастотников, особенно если динамик купольный. Когда же идет "пристрелка" СЧ-динамика с открытым конусным диффузором, то в этом случае каждый изворачивается, как может. Один делает небольшой корпус из картона или пластилина, другой для этих целей придумывает корпус из старой полиэтиленовой или жестяной банки, а третий создает сразу несколько вариантов полноценных корпусов.

При любом из вариантов главное - понимать, что прежде всего необходимо сориентировать СЧ-динамик для получения максимальной целостности звуковой сцены, поэтому объем оформления и его качество играют второстепенную роль. Единственное условие, которое желательно выдержать для используемого оформления - оно должно быть удобным для крепления на кузове автомобиля.

Окончательная установка конусного СЧ-динамика производится в специально подготовленный корпус, причем, если он имеет сложную геометрическую форму, то, как правило, изготавливается из стеклопластика, а если у объема более-менее простая геометрия, то корпус проще сделать из фанеры с последующей шпаклевкой и отделкой. Внутренний объем корпуса стараются выдержать в соответствии с рекомендациями производителя. В тех случаях, когда нельзя обеспечить указанный производителем оптимальный объем, делают корпус меньших размеров и заполняют его звукопоглощающим материалом.

Когда динамики, особенно ВЧ- и СЧ-компоненты, далеко разнесены относительно друг друга, могут возникнуть некоторые проблемы с целостностью тонального баланса. В этом случае, если позиционирование звуковой сцены вас устраивает, не следует сразу искать новое местоположение СЧ- или ВЧ-динамика. Сначала необходимо поэкспериментировать с частотой разделения, уровнем сигналов и порядком разделительных фильтров.

Иногда помогает включение в противофазе левого и правого каналов СЧ-динамиков. Если же и эти манипуляции не дадут положительного результата, только тогда следует приступить к смене положения СЧ-головки. Весь процесс начинается заново: сначала выстраиваем звуковую сцену, а потом добиваемся ровного тонального баланса.

Направление головок выбирают в зависимости от условий озвучивания. Понятно, что создать максимально комфортное звучание и для водителя, и для пассажира практически невозможно, поэтому выбирают что-то одно: или комфортно для водителя, или приемлемо для водителя и комфортно для пассажира. В первом случае СЧ-динамики ориентируют на середину груди водителя, а во втором - на ручку переключения коробки передач.

  © Copyright 2007 MobilAudio