Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Полезные советы. От теории к практике


В своих тестах автомобильной аппаратуры мы всегда стараемся всесторонне раскрыть все возможности тестируемого аппарата. Часто даем практические рекомендации по различным вариантам включения тех или иных компонентов. Однако мы прекрасно понимаем, что одно дело - знать теоретически, и совсем другое - применить эти знания на практике. Получить практический опыт нам позволили компания "Tria International" и инсталляционный центр "Auto Hi-Fi". Первые предоставили аппаратуру фирмы "Alpine", а вторые помогли с ее установкой и настройкой. Что собой представлял эксперимент?

Участники и цели.

В эксперименте была задействована аппаратура фирмы "Alpine", уже знакомая нашим постоянным читателям: головное устройство, CD-ресивер "Alpine CDA-9812RR" ($479), двухкомпонентные акустические системы "Alpine SPX-177A" ($258), усилитель-моноблок "Alpine MRP-M350" ($229) и корпусной сабвуфер "Alpine SBS-1241BR" ($199). Общая стоимость комплекта - $1165. Весь комплект аппаратуры был установлен в автомобиле "ВАЗ-21112".

Суть эксперимента - показать, как строится звуковая сцена с помощью процессора "Alpine", встроенного в CD-ресивер (которому, кстати, нет аналогов в его ценовой категории).

Схема подключения и особенности компонентов.

У кроссовера, входящего в комплект АС, есть одна полезная особенность - он может работать в схеме с двухполосным усилением (bi-amping). В нашем эксперименте мы этой возможностью воспользовались, подключив одну пару каналов встроенного усилителя к НЧ/СЧ-динамикам, а вторую - к ВЧ-динамикам. Разделение частот в нашей схеме производилось уже упомянутым пассивным кроссовером. Вообще, о кроссовере следует сказать чуть больше, поскольку его возможности настройки уникальны для автомобильных АС и, надо заметить, присущи только фирменным изделиям "Alpine".

Во-первых, помимо включения динамиков в режиме двухполосного усиления, он позволяет скорректировать частотную характеристику АС в зависимости от места установки динамиков (component location). Например, когда НЧ/СЧ-динамик и высокочастотник установлены рядом друг с другом в кик-панели или, как в нашем случае, разнесены: НЧ/СЧ-головки - в дверях, а высокочастотник - на стойке лобового стекла. Во-вторых, кроссовер позволяет скорректировать внеосевое расположение динамиков (off-axis correction) в пределах 0њ, 20њ и 45њ. В нашем случае оси высокочастотников были направлены друг на друга параллельно водителю, а оси НЧ/СЧ-динамиков - в центр салона (расхождение около 20њ). И, в-третьих, уже стандартная функция - подобрать уровень громкости звука высокочастотников. Все эти небольшие хитрости позволяют максимально хорошо настроить тональный баланс и добиться лучшей локализации звуковых образов.

Для подключения сабвуфера и его моноусилителя мы воспользовались специальным линейным выходом головного устройства "Sub". Отметим также, что благодаря небольшим размерам усилителя "MRP-M350" (он работает на сабвуфер) нам удалось разместить его под водительским сиденьем, что, в свою очередь, снизило длину проводов почти в три раза. Сабвуфер установлен в багажнике за задним сиденьем и направлен в сторону задней двери. Заметим, что цепочку моноблок/сабвуфер можно было бы без потери качества заменить активным сабвуфером, к примеру, "Alpine SWD-2000" ($398). В этом случае нам пришлось бы увеличить длину проводов питания и сигнальных проводов, но выиграть в простоте компоновки.

Фронтальные АС были установлены следующим образом. НЧ/СЧ-динамики занимают место на подиумах в нижней части передних дверей и сориентированы на ручку КПП. Высокочастотники смонтированы на стойках лобового стекла и направлены друг на друга.

Настройка системы.

После установки динамиков и головного устройства мы приступили к выравниванию тонального баланса. Для этого, войдя в режим "Fader" ресивера, добились комфортного соотношения звучания высокочастотников и НЧ/СЧ-головок, а затем, подключив сабвуфер, по субъективным ощущениям установили его уровень громкости в соотношении с уровнем громкости фронтальных АС. Даже без использования процессора звуковая сцена получилась довольно хорошей. Центр занял положение на уровне середины капота, а сама сцена выстроилась вдоль нижней кромки лобового стекла. Правда, как и в большинстве таких установок, была заметна привязка звуковых образов, расположенных слева от центра, к динамикам, что создавало ощущение излишней кучности в этой области сцены.

В звучании системы приятно удивила динамика баса, - честно говоря, от встроенного усилителя головного устройства мы такого не ожидали. И хотя на максимальной громкости можно было услышать признаки небольшой перегрузки, этот недостаток можно считать несущественным - все-таки мы имеем дело с CD-ресивером, а не с внешним усилителем мощности.

Следующий этап - точная настройка звуковой сцены. Для этого мы воспользовались встроенным в головное устройство цифровым процессором. Прежде чем описать этапы настройки, следует сказать об особенности установок процессора "Alpine". Значения задержек задаются в миллисекундах (мс). Для перевода временных значений в более доступные пониманию расстояния в метрах следует воспользоваться формулой:

Расстояние (м) = время (мс) х скорость звука (343 м/с) х 1000

Суть задания всех задержек сводится к тому, чтобы создать из "разбросанных" по установочным местам компонентных динамиков точечные излучатели, а также настроить пространство звуковой сцены относительно водителя (см. рисунок). При расчете задержек мы отталкиваемся от наиболее удаленного динамика, а именно, сабвуфера. Замерив все расстояния от каждого компонента до водительского места, приступаем к расчетам. В нашем случае получилось, что расстояние от левого высокочастотника равняется 0,6 м, от левого НЧ/СЧ-динамика - 0,8 м, от правого высокочастотника - 1 м, а от правого НЧ/СЧ-динамика - 1,2 м. Ну и, наконец, самое большое расстояние - от сабвуфера до водительского места - 1,5 м.

Теперь, сравнивая полученные длины с максимальной длиной, находим необходимое время задержки для каждого динамика, пользуясь представленной выше формулой.

Для левого высокочастотника (1,5 - 0,6)/343 х 1000 = 2,62 мс
Для левого НЧ/СЧ-динамика (1,5 - 0,8)/343 х 1000 = 2,04 мс
Для правого высокочастотника (1,5 - 1)/343 х 1000 = 1,46 мс
Для правого НЧ/СЧ-динамика (1,5 - 1,2)/343 х 1000 = 0,87 мс

Кстати, владельцы CD-ресиверов "Alpine CDA-9813/CDA-9815", благодаря наличию функции "i-Personalize(tm)", смогут процесс расчета автоматизировать. Работает эта функция следующим образом. Необходимо войти на страничку сайта компании, найти соответствующую ссылку, зарегистрироваться и воспользоваться on-line-программой, вводя только замеренные расстояния, все остальное будет рассчитано автоматически. Полученные результаты можно распечатать и занести с листа вручную, или сохранить на CD-R/RW и при запуске его в CD-ресивере расчетные данные установятся автоматически.

Поскольку функция "i-Personalize(tm)" в "CDA-9812" не предусмотрена, то все данные мы вводили сами. Каковы же результаты? Центр звуковой сцены и левая граница сместились влево. Привязка образов к динамикам левого канала и повышенная их кучность в этой области исчезла, образы довольно равномерно распределились по левой половине сцены. Одним словом, понравилось. Правда, остался один повод для критики: звук от сабвуфера все время бил в спинку сиденья, а хотелось, чтобы он исходил из центра звуковой сцены. Решить эту проблему можно с помощью еще одной схемы задержек - "Bass Focus". Особенность данной схемы в том, что вы можете устанавливать групповые задержки для следующих четырех комбинаций:

-фронт (левый + правый каналы);
- тыл (левый + правый каналы);
- правый канал (правый динамик фронта + правый динамик тыла);
-левый канал (левый динамик фронта + левый динамик тыла).

Однако это при классической схеме, а мы использовали двухполосную схему включения динамиков. Но выход есть. Поскольку согласование сабвуфера требуется только с НЧ/СЧ-динамиками, то в нашем случае следует выбрать настройки задержек для левого/правого каналов тыловой АС, так как именно на эти каналы мы включили НЧ/СЧ-головки. Что мы и сделали. Причем каких-либо расчетов производить не надо, достаточно включить "Bass Focus" в нужном режиме и, вращая ручку энкодера, по субъективным ощущениям добиться локализации сабвуфера на фронте. Здесь не следует торопиться. Очень важно поймать нужное положение энкодера, которому соответствует правильное звучание, при дальнейшем вращении ручки оно исчезнет. Эффект потрясающий! Звуки сабвуфера, которые мы ощущали только спиной, вдруг начали исходить спереди, то есть ощущались грудью, и о том, что НЧ-динамик находится сзади, можно было сразу же забыть, получая удовольствие от слаженного, комфортного звучания всей системы.



Вместо послесловия.

Полезное для Вас


Как видите, на базе CD-ресивера "Alpine" можно построить аудиосистему, которая порадует и запасом по мощности, и тональным балансом, и хорошей звуковой сценой. Данный пример установки следует рассматривать как базовый. Его можно немного удешевить, установив вместо отдельного усилителя и корпусного сабвуфера активный сабвуфер "SWD-2000" (общая стоимость составит $1135). Уровень баса немного снизится и динамика будет чуть похуже, но для многих жанров эта система окажется вполне сбалансированной. Если же вы, наоборот, захотите еще более улучшить звучание системы, то можно в вышеописанный комплект добавить отдельный 4-канальный усилитель, например, "Alpine MRP-F240" ($199), который позволит раскрыть все возможности АС "SPX-177A".

  © Copyright 2007 MobilAudio