Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Устанавливаем НЧ/СЧ-динамик


В предыдущих номерах журнала мы рассказывали об основных аспектах установки ВЧ-динамиков (твитеров) и СЧ-динамиков (мидрейнджей) в салоне автомобиля. Не затронутым остался только вопрос установки НЧ/СЧ-динамика (мидвуфера). Причем если для СЧ- и ВЧ-компонентов основной упор мы сделали на подборе места и ориентировании, то в случае мидвуфера акценты меняются. В самом деле, в подавляющем большинстве случаев НЧ- и НЧ/СЧ-головки ставятся в дверь, и лишь иногда встречаются другие варианты, где установки приходятся на торпедо и кик-панели. Зато обеспечить правильную работу НЧ/СЧ-динамика после того как место установки выбрано, гораздо сложнее, чем СЧ- или ВЧ-головок, тут масса подводных камней, о которых мы расскажем в этом материале и объясним, как их избежать.

Немного теории.

Основная задача при установке динамического громкоговорителя - исключить акустическое короткое замыкание между излучением фронтальной и тыловой частей диффузора. Решается она созданием акустического оформления. От физических свойств этого оформления будет зависеть качество и характер работы громкоговорителя. Данные утверждения справедливы для всех динамических громкоговорителей, независимо от того, где они устанавливаются - в домашней акустической системе или в салоне автомобиля. Поэтому, по аналогии с домашней АС, мы можем выдвинуть основные требования к акустическому оформлению динамика в салоне автомобиля, а именно: максимальная жесткость корпуса, особенно передней стенки (как правило, решается увеличением толщины), герметичность (отсутствие щелей как в корпусе, так и между динамиком и монтажной поверхностью), правильный объем.

Последнее требование определяется параметрами Тиле-Смолла конкретного динамика, но следует отметить, что абсолютное большинство автомобильных НЧ- или НЧ/СЧ-головок предназначены для работы в больших акустических оформлениях, то есть на весь объем двери, который обычно лежит в пределах от 30 до 60 л. Из этого же следует, что герметичность самого корпуса не столь важна для автомобильной АС. Однако встречаются динамики, которым необходим небольшой закрытый объем акустического оформления, что потребует сооружения непосредственно в двери небольшого закрытого ящика, а те, кто не побоится экспериментов и трудозатрат, могут попытать счастья и с фазоинверторным вариантом.

Еще одна проблема, с которой приходится сталкиваться при установке НЧ/СЧ-динамика, - стоячие волны. Условия для их возникновения в автомобиле в нижне/среднебасовой области очень благоприятные, причем стоячая волна может возникнуть как в двери (в акустическом оформлении), так и внутри салона. На слух стоячие волны проявляются в виде бубнения на определенной частоте и чрезвычайно негативно влияют не только на чистоту звука, но и на разборчивость.

Концепция.

Итак, пойдем проторенной дорожкой и рассмотрим тот вариант, который будет использован в подавляющем большинстве инсталляций: установка НЧ/СЧ-динамика диаметром 16-17 см в нижней части двери. В принципе, диаметр головки может быть больше или меньше, за подробностями отсылаем к статье "Типоразмер динамиков для фронтальных АС" в этом же номере журнала. Кстати говоря, не так уж редко в составе 3-компонентных систем, построенных по "наборному" принципу (т.е. каждая из НЧ-, СЧ- и ВЧ-головок приобретается по отдельности, и не обязательно одного и того же производителя), можно обнаружить НЧ/СЧ-динамики из линейки ниже классом, чем вышестоящие звенья, при этом качество баса зачастую отлично соответствует общему потенциалу системы.

Большинство автолюбителей предпочитают скрытую установку в штатных местах автомобиля за штатными грилями. Правда, для получения хорошего качества звучания штатное место не всегда оптимально. Например, про штатные места в передней панели отечественных автомобилей лучше сразу забыть - ничего хуже для звука быть не может. Распространенные среди иномарок штатные места в передней панели под малоразмерные (до 10 см) АС могут подойти для СЧ/ВЧ-излучателей, но для НЧ-звена никак не годятся, а переделка их под крупноразмерные головки в принципе возможна, но чрезвычайно трудоемка. В обоих случаях лучшим решением будет установка полноценных НЧ/СЧ-головок в нижнюю часть двери, даже если там изначально штатных мест не предусмотрено.

При выборе способа установки НЧ/СЧ-динамика в двухполосной акустической системе, где он играет большую роль в формировании звукового образа, следует также учитывать его направленность. Не столь актуальна направленность НЧ/СЧ-громкоговорителей лишь тогда, когда верхняя граничная частота воспроизводимого ими диапазона не превышает 400 Гц, что бывает только в трехполосных системах. Однако и в этом случае поэкспериментировать с ориентацией все же стоит для уменьшения возникновения стоячих волн в салоне.

Установка в штатные места.

Казалось бы, что может быть проще - отвинтить дешевенькие OEM-динамики в штатных местах и поставить на их место головки поприличнее. Но простота в данном случае оказывается лишь единственным достоинством, а далее, скорее всего, последует длинный перечень серьезных недостатков. Условие плотного прилегания головки к монтажной поверхности чаще всего выполнить не удается, прочность передней стенки корпуса-двери также оставляет желать лучшего - тем более что новые высококачественные динамики наверняка окажутся мощнее тех, что стояли до них, и воздействие звуковых волн на дверь окажется гораздо существеннее. Какие-то меры против стоячих волн в автомобилях также вряд ли присутствуют.

Для получения требуемой жесткости, а также герметичности, внутреннюю часть двери покрывают звукоизолирующими материалами. Лучшая звукоизоляция двери - многослойная, типа сэндвич. Такая конструкция состоит из нескольких слоев: один отвечает за виброизоляцию (демпфирование), то есть устранение паразитной вибрации, а второй - за шумоизоляцию (уменьшение внешних шумов и устранение стоячих волн внутри двери). При самостоятельном нанесении звукопоглощающих материалов не следует слишком увлекаться заделкой всех щелей, обязательно оставьте технологические вентиляционные отверстия внизу, иначе в двери начнет скапливаться влага с соответствующими последствиями. Такая работа может оказаться достаточно сложной и зависит от карты двери - другими словами, от расположения технологических отверстий. Например, в некоторых марках автомобилей их настолько мало, что для нанесения звукопоглощающего слоя инсталляторам приходится аккуратно вырезать фрагмент металла, а после его нанесения обратно приваривать.

Согласитесь, что выполнить подобную работу смогут только в профессиональной мастерской. Устранить дребезжание и паразитные резонансы следует также в обшивке двери, для чего ее покрывают звукопоглощающим составом.

Как показывает опыт, для дверей простой конфигурации, к которым относятся двери отечественных автомобилей (ВАЗ, ГАЗ) и некоторых моделей иномарок, хороших результатов по созданию жесткой стенки можно добиться, если сделать сплошную деревянную панель (обычно из фанеры толщиной 3-4 мм) по всему периметру двери, с соответствующими отверстиями. На сторону, которая будет примыкать к металлу, тонким слоем наносится звукопоглощающий материал, а потом панель жестко прикручивают. После такой процедуры звукопоглощающий материал на обш

Современные решения

ивку можно не наносить.

Наиболее важна жесткость в месте непосредственной установки динамика, поэтому его гораздо лучше монтировать через мощное и жесткое проставочное кольцо, которое намертво прикрепляют к металлу двери. В качестве материала в большинстве случаев используется толстая (20 мм) фанера, а в особых случаях, при повышенных требованиях к жесткости, кольцо выполняется из различных металлов. Главное, если вас интересует конечный результат, помните, что крепить динамик непосредственно к металлу двери (или того хуже - к ее обшивке) не рекомендуется. Если между проставочным кольцом и металлом двери образуются щели, то их необходимо заделать. Для этих целей используют полиуретановую пену или герметик. Необходимо также добиться, чтобы динамик плотно прилегал к проставочному кольцу. Как правило, в комплектацию АС уже входят специальные уплотнители, но их можно изготовить и самостоятельно, вырезав из мягкой резины, или использовать герметик (только не клеевой).

Зачастую все проведенные меры по улучшению акустических свойств двери не позволяют полностью избавиться от возникновения стоячих волн. В таких случаях инсталляторы используют специальные аксессуары, которые можно найти в специализированных магазинах car audio: линзы Френеля или другие похожие по свойствам материалы, например, "Plain Chant" фирмы "Focal". Они обеспечивают большую эффективность в подавлении стоячих волн, чем обычные шумоизолирующие материалы, и занимают небольшую по площади область на дальней от салона стенке двери, прямо напротив тыльной части динамика.

Понятно, что все эти модернизации могут сильно ударить по карману автовладельца, поэтому если вы не готовы на большие траты, то необходимый минимум - базовая шумоизоляция двери с заделкой щелей и проставочное кольцо. Это недорого, быстро выполняется даже собственными силами, а качество звучания при этом улучшится радикально. Если подойти более серьезно, то шумоизоляция должна быть уже в "продвинутой" версии с виброизоляцией, стоит также подумать и о подиумах. Максимально добротный и, как следствие, самый дорогой вариант - полная звукоизоляция двери с переделкой ее обшивки под установку динамиков; эту работу выполняют мастера высокого класса, а примеры часто можно видеть в соревновательных автомобилях - в некоторых из них штатную дверь просто не узнать.

Если штатное место не рассчитано на 16-17-см головку, то ничего в принципе не меняется. То же самое относится и к овальным НЧ/СЧ-головкам, и к круглым другого типоразмера. Проблемы начинаются тогда, когда штатное место в двери слишком маленькое по диаметру, а расширить его до нужной величины не получается, но об этом чуть ниже.

Будучи установленным в штатное место "доведенной до ума" двери, НЧ/СЧ-динамик зазвучит очень хорошо. Однако все равно при этом останутся нерешенными некоторые проблемы. В частности, из-за невозможности ориентации трудно настроить звуковое поле, а в двухкомпонентных АС - практически невозможно. Остается открытым и вопрос борьбы со стоячими волнами в салоне. Кроме того, зачастую НЧ/СЧ-головки с крупной магнитной системой нельзя поместить в дверь без нарушения ее функциональности (скажем, перестанут полностью опускаться стекла) даже при использовании толстых проставочных колец. Решить все эти проблемы поможет использование подиумов.

Установка на подиум.

Применение подиумов позволяет использовать динамики любого типоразмера, а также максимально жестко их закрепить. Но самостоятельно изготовить красивый и добротный подиум, который органично впишется в дизайн салона автомобиля, достаточно сложно. Максимально оправдан подиум в отечественных автомобилях, где само понятие о дизайне штатной двери попросту отсутствует, а качество используемых для обшивки материалов известно всем - такую дверь так и хочется переделать, причем без малейшей опаски испортить дизайн, поскольку портить, собственно говоря, нечего. Многие отечественные производители аксессуаров предлагают уже готовые решения подиумов для крепления на дверь в различные модели автомобилей семейства ВАЗ. Они позволяют не только добиться высококачественной работы НЧ/СЧ-динамика, но и оживляют скучный и безликий интерьер, а кроме того, могут принести дополнительные удобства, например, получить дверной карман для всякой мелочи.

Те, кто решился на самостоятельное изготовление подиумов, часто задают вопрос, куда должен быть направлен НЧ/СЧ-динамик? Какого-то единого мнения нет, как правило, место, куда надо направлять громкоговорители, разные инсталляторы рекомендуют по-разному, но чаще всего выбирают или верхнюю часть груди водителя, или середину потолка салона, или ручку КПП. Считается, что при направлении на водителя максимально комфортная точка прослушивания будет только на его месте, а при направлении на КПП или потолок - и на месте водителя, и пассажира. Если система 3-компонентная и роль НЧ/СЧ-динамика в формировании звукового поля не столь важна, то главное назначение ориентации - борьба со стоячими волнами в салоне, и некоторые инсталляторы решают ее с помощью небольшого разворота головки в сторону задней части салона.

Еще одна задача, которую проще решить с помощью подиумов, - получение маленького объема акустического оформления. Мы уже говорили, что не все динамики, представленные на рынке car audio, предназначены для работы на весь внутренний объем двери, некоторым для нормальной работы лучше подойдет корпус объемом 6-10 л. Сделать объем полностью внутри двери из-за наличия дверных механизмов достаточно сложно, поэтому гораздо проще пойти другим путем: созданный корпус занимает небольшую часть двери сразу за динамиком, а недостающий дополнительный объем дает внутреннее пространство подиума. Правда, выглядят такие подиумы довольно громоздко и в некоторых случаях могут даже мешать ногам.

НЧ/СЧ-головка - это динамик, который в двухполосных системах может работать в диапазоне от 60 до 5000 Гц, а в трехполосных - от 60 до 1000 Гц. Данный разброс границ частотных диапазонов показывает, что от количества полос АС зависит способ установки не только СЧ- и ВЧ-компонентов, но и НЧ/СЧ-головки.

Стоячие волны возникают вследствие интерференции (наложения) волн, распространяющихся во взаимно противоположных направлениях. Практически, стоячие волны возникают при отражениях звука от преград и неоднородностей в результате наложения отраженной волны на прямую. Различные участки стоячей волны колеблются с одинаковой фазой, но с различной амплитудой. В стоячей волне, в отличие от бегущей, не происходит переноса энергии. Такие волны возникают, например, в упругой системе - стержне или столбе воздуха, находящегося внутри трубы, закрытой с одного конца, при колебаниях поршня в трубе.

  © Copyright 2007 MobilAudio