Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Ставим музыку в кабриолет


Кабриолет — тип кузова автомобиля повышенной жесткости со складным верхом, убирающимися стойками, чаще двухдверный (из курса теории автомобиля).
Основное предназначение – поездки с открытым верхом, доставляющие не меньшее наслаждение, чем езда на мотоцикле или прогулки под парусом.


Скорость, стиль, изящество, мощь — казалось бы, чего еще желать, совершая летний воскресный спринт по загородному шоссе на таком автомобиле. Казалось бы, нет большего наслаждения, чем управлять такой стихией. Однако со временем возникает ощущение какой-то неудовлетворенности, начинает чего-то не хватать, некой важной составляющей, важного штриха, без которого картина — не произведение искусства, а некое изображение, лишенное души. Не хватает эмоций, вместе с которыми хотелось бы петь. Пение, музыка, звук... Звук! Вот ключевое слово. Чистое, мощное звучание в автомобиле с открытым верхом действительно рождает те эмоции, те самые чувства, которые позволяют обрести гармонию с окружающим миром.
Штатные аудиосистемы серийных автомобилей, будь то эксклюзивный седан или внедорожник представительского класса, в абсолютном зачете (читай, с точки зрения car audio) получили бы оценку ниже средней. Утверждение относится и к качеству воспроизведения, и к уровню неискаженного звучания. В кабриолетах ситуация со звуком еще сложнее — на скорости шум ветра и гул мотора заглушают звучание штатной аудиосистемы. И вместо того чтобы наслаждаться любимыми композициями, мы вынуждены слушать нещадное хрипение штатных динамиков. А поскольку слушать такое мучительно трудно, то рано или поздно аудиосистему потребуется перекроить.
Автопроизводители, оснащая свои детища аудиоаппаратурой, не делают различий между системами, установленными в тихие комфортабельные седаны и кабриолеты. Качество звучания не устраивает владельцев и тех и других автомобилей, и по этой причине они меняют аудиосистемы на нестандартные. Что уж говорить об открытых авто — здесь необходимость замены штатного звука совершенно очевидна.
Однако принципы озвучивания открытых автомобилей сильно отличаются от принципов построения аудиосистем обычных машин. Первое и самое главное отличие — звук в кабриолете должен быть гораздо громче, иначе на хорошей скорости музыку просто не услышишь. Второе — в кабриолете, как правило, не так много свободного места для размещения внушительного набора аудиоаппаратуры (во многих автомобилях при сложенной крыше остается место в багажнике разве что для кейса или зонтика), то есть при проектировании такой аудиосистемы начальные условия гораздо более жесткие, нежели при инсталляциях в обычные автомобили.
Каким образом можно достичь высокого уровня чистого, неискаженного звукового давления в открытым пространстве? Многие считают — просто установить динамики и усилители помощнее. Распространенное и ошибочное мнение. Высокий уровень звукового давления обеспечивается не только за счет подводимой мощности или мощности применяемых компонентов, но и за счет увеличения площади излучающих поверхностей динамиков. Если обратиться к цифрам, то вместо двух динамиков следует устанавливать четыре, восемь, двенадцать и т.д. На практике это выглядит так: одну или две пары высокочастотников устанавливают на стойки, пару среднечастотников увеличенной площади (5 или 6,5 дюйма) — в кик-панели или на торпедо и сдвоенные НЧ/СЧ-динамики (6,5 или 8 дюймов ) — в передние двери. На озвучивание одного только фронта — десять динамиков. Максимализм? Отнюдь, всего лишь необходимость.
Такое количество излучателей нужно от чего-то питать, причем некоторые пары динамиков следует подключать параллельно, другие последовательно, а сами динамики могут быть от различных производителей или из различных модельных рядов. "Кормить" такую ораву лучше всего с помощью системы с многополосным усилением, где каждому динамику отводится свой индивидуальный канал усиления. Схемы с пассивным делением частот, в которых возможны заметные потери мощности на кроссоверах (до 40%), мало пригодны для применения в аудиосистемах, работающих в тяжело нагруженных мощностных режимах (работа в открытом пространстве именно таким режимом и является) — не раз приходилось видеть оплавленные катушки и корпуса разделительных фильтров, проработавших нескольких часов на пределе своих возможностей. Отсюда важное правило, которого стоит придерживаться: на пути музыкального сигнала от усилителя к динамикам должно располагаться как можно меньшее количество пассивных элементов, "съедающих" мощность.

Подбор излучателей

НЧ/СЧ-головки для сдвоенной установки обычно подбирают только из одинаковых комплектов акустических систем — "сборная солянка" не подойдет. Условия для подключения и монтажа также должны быть идентичны (одинаковые объемы в дверях или кик-панеляях, одинаковые каналы усиления, одинаковые кабели и т.д.). На практике чаще всего НЧ/СЧ-головки соединяются параллельно, двукратно форсируя таким образом выходную мощность усилителя, что вкупе с увеличенной площадью диффузоров позволяет получить гораздо более высокое звуковое давление. В качестве НЧ/СЧ-головок предпочтительнее использовать выносливые динамики с низкой резонансной частотой, способные играть на весь обьем двери без перегрузок; существуют инсталляции, в которых НЧ/СЧ-динамикам приходится трудиться во всем басовом диапазоне без поддержки сабвуфера, но об этом ниже.
Процедура имплантации двух 165-мм головок в дверь непростая, и если, например, в "Порше Бокстер" или "Форд Мустанг" достаточно поставить обычные сдвоенные подиумы, то в "БМВ" 3-й серии для этой цели приходится собирать и сваривать пространственную стальную раму из труб квадратного сечения.
Альтернативой сдвоенному 165-мм НЧ/СЧ-динамику может служить установка одного 250-мм НЧ/СЧ-излучателя. С эстетической точки зрения такой ход может выглядеть намного выигрышней — например, если это двери автомобиля "Пежо 206 СС", но внутреннюю часть двери и обшивку для этого придется создавать заново.
СЧ-головки подключаются к своей паре усилительных каналов и должны работать строго с сигналами своего частотного диапазона. Чаще всего их устанавливают в доработанные штатные места по углам торпедо ("Порше Бокстер", "Мерседес W124 кабрио") или в измененные кик-панели ("Мерседес SLK", "БМВ Z3", "БМВ 320 кабрио").
Место расположения высокочастотников более традиционно — передние стойки или уголки зеркал.

Усилители

Выбирая количество и тип усилителей, следует отдавать предпочтение такому принципу: каждому динамику — отдельный канал усиления, то есть для обеспечения звуковой мощностью фронтальных АС потребуются как минимум три двухканальных усилителя. (см. схему 1). В альтернативном бюджетном варианте можно применить либо один шестиканальный усилитель (см. схему 2), либо один четырехканальный, включенный по т.н. "схеме усиления 2,5" (см. схему 3). Разновидностью последнего варианта может служить схема, в которой два двухканальных усилителя питают фронтальные АС следующим образом: один усилитель подключен к НЧ/СЧ-секции, второй — к двухкомпонентной СЧ/ВЧ-системе со штатным пассивным фильтром (см. схему 4). Первая и четвертая схемы наиболее предпочтительны как с точки зрения качества звучания, так и по соображениям компоновки — массивные 4- или 6-канальные усилители бывает очень сложно разместить в компактных автомобилях.
В случае если нет возможности использовать встроенные фильтры усилителей, можно подобрать головное устройство, способное разделять и распределять каждому из усилителей отфильтрованный сигнал для АС.
Подключение НЧ/СЧ-динамиков параллельно для большинства современных усилителей не является чрезмерной нагрузкой, однако стоит побеспокоиться о надежном питании и подходящей буферной емкости.

Сабвуферы

С сабвуферами в кабриолетах ситуация сложней, интересней и… проще! Звучит парадоксально? Объясняем. Иногда польза от их установки бывает столь ничтожной, что имеет смысл вообще отказаться от их применения, сконцентрировав все усилия на мощном фронтальном звуке. Почему так? Как мы помним, кузов кабриолета — это очень жесткая несущая конструкция. Перегородка между салоном и багажником (у заднемоторных автомобилей в том числе) представляет собой силовой элемент конструкции кузова — она мощная, жесткая и прочная. К тому же на ней крепится механизм подъема и привода крыши. Сабвуфер, установленный в таком изолированном отсеке, должен быть очень громким, чтобы его было хорошо слышно снаружи, но изготовление его не всегда оправданно, в том числе и экономически. Поэтому зачастую установка НЧ-головки дает лишь имиджевый и зрелищный эффект, нежели сколько-нибудь заметную басовую поддержку. Отсюда вывод: размещая сабвуфер в замкнутом багажном отделении, его следует создавать либо действительно сверхгромким, либо не создавать вообще.

Возможно, Вам понравятся ресурсы


Если у автомобилей с традиционным кузовом часто используется установка сабвуфера в заднюю полку (причем работа на отражение от заднего стекла увеличивает отдачу), то в кабриолетах подобный вариант неприемлем по компоновочным соображениям. Вариант акустического оформления "free air" также можно исключить из рассмотрения.
Примером удачного места для размещения мощного низкочастотного звена может служить багажник "Мерседес SLK", в котором вполне поместится сдвоенная сабвуферная установка объемом не менее 70 л. Польза от нее будет достаточной.
Интересен и другой вариант установки НЧ-динамика: в двухместном родстере "БМВ Z3" сабвуфер устанавливается над штатным подлокотником между передними сиденьями.
Отдельно стоит упомянуть 4-местные кабриолеты с салонной компоновкой "2+2". Если владелец согласится расстаться с задним (детским) рядом кресел, вместо них можно построить конструкцию с одним или двумя низкочастотниками. Пример: "Мерседес W124 кабрио" и "Мерседес W129".

Тыловые динамики

Опираясь на основное правило хорошего звука в открытых автомобилях, гласящее: больше динамиков — чище звук, посягнем на каноны и опровергнем один из главных принципов car audio, накладывающий табу на громкие тыловые АС. Они несомненно нужны! Все-таки открытые пространства — это не пяти-семикубовые помещеньица обычных салонов.

Настройка

Настройка аудиосистемы всегда сугубо индивидуальна, поэтому ограничимся лишь ключевыми рекомендациями.
При настройке частоты разделения, памятуя о тяжелом режиме работы динамиков, ее (частоту) не следует выбирать близкой к области собственного резонанса динамиков. Рабочие полосы для каждого динамика необходимо выбирать таким образом, чтобы в них не попадали околорезонансные участки АЧХ головок.
К применению купольной середины стоит относиться с особым вниманием, иногда имеет смысл отдать предпочтение обычному диффузорному среднечастотнику.
Для сдвоенных НЧ/СЧ-головок следует применять одинаковые настройки (в случае, если они подключены к разным каналам усилителей).
И последнее. Кабриолет бывает и собственно кабриолетом, и купе — при закрытом верхе. Форма и обьем помещения существенно различаются, соответственно, настройки аудиосистемы должна быть различными. Обычно их бывает несколько, и в головных устройствах, где есть возможность присвоить название пользовательским предустановкам, самая основная всегда называется "Top open".

  © Copyright 2007 MobilAudio