Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Камера для японок


Тематика этой статьи относительно необычна для нашего журнала, но, как показало весьма обширное и внимательное исследование, информацию по данной теме найти в печатных изданиях, мягко говоря, затруднительно. И это несмотря на то, что в нашей стране праворульных автомобилей достаточно много, а на Дальнем Востоке они вообще составляют абсолютное большинство. В нашей статье речь пойдет об установке видеокамеры, компенсирующей ухудшение обзора левых рядов автодороги при правом расположении руля и, соответственно, водителя.

Рассмотрим вопрос об управлении японской машиной более подробно. Как известно, привыкание к эргономике правого руля у правшей занимает не так уж много времени - порядка недели или двух, в зависимости от интенсивности использования автомобиля, личных способностей водителя и опыта вождения (чем больше опыт, то есть чем сильнее водитель привык к классическому рулю, тем больше времени на переучивание потребуется). После этого эксплуатация автомобиля накладывает на стиль вождения несколько значительных особенностей, связанных уже исключительно со смещением места водителя в сторону от левого ряда. Из-за этого, например, безопасный обгон усложняется по отношению к классическому варианту без всякого преувеличения на несколько порядков. Значительные затруднения при правом расположении руля вызывает и левый поворот на перекрестках с интенсивным движением.

Вариантов решения данной проблемы несколько. Самый бескомпромиссный и радикальный - полная замена панели приборов и управления на аналогичные от автомобилей с левым рулем. Но, во-первых, стоимость подобных работ, в зависимости от модели автомобиля и сервис-центра, колеблется от $1000 до $3000, а во-вторых, столь серьезное вмешательство в заводскую конструкцию в любом случае нежелательно. Кроме того, эта операция доступна не для всех автомобилей. А главное, в случае подобной переделки преимущество "японцев" (стоимость меньше европейских аналогов на 2-4 тысячи долларов) почти полностью пропадает. Другой же вариант заключается в установке приспособления, дающего водителю обзор дороги с точки, соответствующей положению водителя европейского автомобиля.

Подобные конструкции представлены двумя полностью отличающимися друг от друга типами устройств - зеркальными и электронными. Первые включают в себя и простейшие решения, наподобие одного-единственного повернутого под углом зеркала, и более сложные, состоящие из системы двух, а в некоторых случаях и трех зеркал. Альтернатив у таких конструкций длительное время попросту не было, но технический прогресс не стоит на месте, и сегодня владельцам автомобилей с правым расположением руля наблюдение за левым рядом можно поручить нашему другу - вездесущей электронике!

Возможно, кого-то устроят и "зеркальные" системы. Но, во-первых, они обладают рядом недостатков - дают небольшую площадь изображения, расположены на значительном удалении от водителя, небезопасны в форс-мажорных ситуациях для пассажира и, кроме того, нарушают эстетику салона. А во-вторых, стиль мышления наших читателей достаточно технократичен, так что обладание электронной системой наблюдения принесет им, помимо престижа и отсутствия вышеописанных недостатков, и моральное удовлетворение.

Итак, перейдем непосредственно к самой системе, для которой потребуется, собственно говоря, всего два компонента - видеокамера и монитор. Первую на данный момент можно приобрести даже меньше чем за $100, стоимость второго окажется ненамного выше, а в некоторых случаях даже ниже.

При выборе монитора, помимо максимально большого угла обзора, следует учитывать лишь компоновку салона. С камерой же ситуация более сложная, поэтому основные требования, которым она должна соответствовать, мы вынесли в отдельный блок, а здесь упомянем лишь то, что в целях безопасности ее габариты должны быть минимальны (встречались варианты 40х40х25 мм и O20х80 мм), а внешний вид - не привлекать внимание посторонних.

При установке камеры надо руководствоваться несколькими правилами. Начнем с того, что она должна располагаться как можно левее. Первое пришедшее на ум решение расположить камеру на стойке ветрового стекла или, скажем, в корпусе левого зеркала заднего вида нельзя назвать правильным.

Дело в том, что при дожде и зеркало, и зона ветрового стекла возле стойки окажутся загрязненными -соответственно, всякий прок от устройства пропадет. Кроме того, на высоких скоростях все жесткие элементы даже самого хорошего кузова начинают подвергаться всевозможныем вибрациям, от чего изображение на мониторе сильно страдает. Совсем другое дело - расположение камеры на небольшой подставке на панели приборов, так, чтобы объектив был направлен в левый нижний угол зоны, охватываемой дворниками (в случае, если дворники оставляют слева значительное пространство неочищенным, их желательно заменить по возможности более длинными). В данном варианте пластиковый материал панели, благодаря своим высоким демпфирующим способностям, будет значительно снижать вышеупомянутые вибрации (но помните, что при наличии левого "air bag" ни в коем случае нельзя крепить камеру непосредственно на крышку подушки безопасности: в случае срабатывания последней последствия для пассажира могут быть серьезными).

В качестве монитора можно использовать как штатный, встроенный в приборную панель (если он есть, конечно), так и отдельный. Во втором случае потребуется несложная доработка электроники, поскольку в стандартном виде блокировка монитора не позволит включить его во время движения. А вот применение монитора, встроенного в DVD-проигрыватель, вряд ли кого-то устроит, так как одновременное прослушивание музыки и наблюдение за дорогой окажется невозможным - исключения составят лишь аудиосистемы с несколькими источниками сигнала. Устанавливая дополнительный монитор, особое внимание надо уделить не только его хорошей обзорности, но также оптимальному месту размещения в салоне и углу наклона, чтобы при любом положении относительно солнца на экране не возникали блики и засвеченные места.

Правильно сориентировать камеру особой сложности не составит - требуется в статичных условиях создать обычную обгонную ситуацию, то есть расположить "обгоняемую" машину впереди на расстоянии 3-10 метров (в зависимости от личных привычек водителя) - таким образом, чтобы ее левый борт оказался левее настраиваемого автомобиля на 20-30 см. После этого камера ориентируется до тех пор, пока в самой правой части монитора не будет видна левая часть стоящей впереди машины. Опять-таки, более точные настройки зависят как от личных предпочтений, так и от угла обзора камеры.

В заключение отметим, что расписанные удобства, будучи претворенными в жизнь, оставляют сильное впечатление. Автор статьи имеет личный опыт в поездках на автомобиле "Toyota Caldina" (японский вариант модели "Avensis" с кузовом универсал). Система, состоящая из цветной камеры и скромного 5-дюймового ЖК-монитора, проявила себя просто превосходно! Как показала практика, даже водители, никогда не ездившие на "японках", привыкшие к традиционному расположению руля, довольно быстро адаптировались к необычной правой посадке. Владельцу автомобиля, Александру Наумовичу Вольфовичу редакция выражает благодарность за помощь в создании материала.



У объектива видеокамеры желательно наличие антибликового покрытия - установка защитного козырька поможет мало, так как вечером солнце может светить непосредственно в объектив. Использование же камеры с низкой светочувствительностью затруднит использование системы ночью - останется возможность ориентироваться лишь по фарам встречных автомобилей. Именно вследствие этого зачастую используют именно ч/б камеры, хотя цветные в дневное время дают значительно более разборчивую, естественную картинку.

Фокусное расстояние выбирается исходя из угла обзора, который должен находиться в диапазоне от 10 до 25 . В случае превышения данных значений получится чрезмерно сильно выраженный панорамный эффект, при котором определить расстояние до встречного автомобиля будет затруднительно, поэтому распространенные камеры заднего вида в качестве варианта рассматривать не приходится. При уменьшении же угла обзора, из-за того что поле видимости сузится, систему станет затруднительно использовать даже при небольших угловых отклонениях движения от общего потока автомобилей.

В большинстве случаев в системе с дополнительным монитором оптимальным окажется выбор видеокамеры с PAL-кодировкой видеосигнала - их выбор значительно шире, а стоимость ниже, нежели у NTSC. Применение последних оправдано лишь со штатным дисплеем автомобиля - все "японцы" оснащаются именно такими мониторами, и при установке PAL-камеры в этом случае потребуется применение транскодера (перекодировщика) PAL-NTSC.

Возможно, Вам понравятся ресурсы


Также отметим, что в случае использования камер с цифровым сигналом (редкий, но возможный случай) для адекватного по скорости отображения ситуации на дороге частота обновления изображения не должна быть ниже 50 Гц (что часто наблюдается, например, у камер для интернет-конференций) - ведь даже за пятидесятую часть секунды два движущихся навстречу автомобиля со скоростью 90 км/ч успевают сократить расстояние между собой ровно на 1 метр. Вышеописанные конструкции дают возможность не беспокоиться о выполнении данного условия - стандарты NTSC и PAL работают с частотами 60 Гц и 50 Гц соответственно.

  © Copyright 2007 MobilAudio