Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Инсталляция со скромным бюджетом


Простые решения.

Наверняка, многие уже убедились, что при учете маленьких, но очень важных хитростей можно добиться хорошего результата даже в бюджетных инсталляциях. Тут есть еще один аспект — желательно по максимуму использовать возможности имеющихся компонентов, причем результатом может быть нетривиальная схема включения и настройки. В предлагаемой статье речь пойдет о построении системы на недорогих компонентах без внешнего усилителя — " Pioneer " и " Magnat ".

Тестируя головные устройства фирмы " Pioneer " еще модельного ряда 2002 г., в частности, CD -ресиверы, мы обратили внимание, что, начиная с 4000-й серии (" DEH 4400", " DEH 4500"), в их параметрах необычно указана выходная мощность встроенного усилителя. Номинальная мощность записывалась как 4х27 Вт ( DIN 45324, +В = 14.4В), а максимальная 4х50 Вт или 2х50 Вт (4 Ом) + 1х70 Вт (2 Ом). Другими словами, производитель недвусмысленно указывает, что тыловая пара каналов может работать в режиме мостового включения, а значит, таким образом можно реализовать популярную у инсталляторов схему 2+1, то есть 2 канала работают на широкополосные фронтальные акустические системы и один — на сабвуфер. Для реализации этой схемы в настройках ресивера предусмотрена ручная установка трех режимов работы усилителей тылового канала: широкополосный режим включения тыловых динамиков, включение с ФНЧ и включение в мостовом режиме с ФНЧ, которое так и называется — " Sub ".

На тестовом стенде мы с легкостью реализовали этот вариант включения акустических систем и были удивлены уже тем фактом, что подключенный, казалось бы, к маломощному усилителю сабвуфер развивал достаточно большое звуковое давление. Но стенд стендом, а салон автомобиля может преподнести свои сюрпризы, поэтому мы воспользовались случаем проверить, как покажет себя эта схема в практической инсталляции. Итак, автомобиль " Honda Civic " 1991 г. с кузовом купе и система на основе недорогих компонентов, инсталляция проводилась в студии " Sound Lab ". Владелец автомобиля хотел получить хорошее звучание при минимальных затратах на компоненты и минимальной сложности работ, что выразилось в отказе от изготовления подиумов и шумовиброизоляции. Иными словами, вполне жизненная ситуация.

Состав системы.

С головным устройством все было понятно сразу, а основными требованиями к акустическим системам были следующие. Фронтальные АС желательно 2-компонентные с НЧ/СЧ-головкой типоразмера 16 см (6,5 дюйма), а сабвуфер невысокой мощности, но с высокой чувствительностью. В итоге, в наше распоряжение поступили следующие компоненты: головное устройство " Pioneer DEH -5600 MP " (ориентировочно $220), фронтальные АС " Magnat X - perience 216" (ориентировочно $202) и корпусной сабвуфер " Magnat Bull Power 301" (ориентировочно $148). Первоначально было желание использовать фронтальные АС из более дешевых серий, например, той же, что и сабвуфер — " Bull Power ", чтобы уложиться в $100, но в силу различных обстоятельств в системе появились АС более высокого класса, что, в общем, и хорошо — на "фронте" лучше не экономить.

Добавим, что для эксперимента понадобились еще акустические кабели (фирма " DLS ") 2х2,5 мм2 (6 метров, по 3 м для подключения каждой фронтальной АС) стоимостью около $12 и 2х4 мм2 (8 метров, 3 м для подачи питания и 5 м для подключения сабвуфера) стоимостью около $22, а также мелкие расходные материалы (предохранитель, разъемы) общая стоимость которых не превысила $10. Таким образом, общая стоимость всего комплекта составила $614.

Особенности автомобиля и размещение компонентов.

Особенности данного автомобиля заключались в очень маленьком багажном отделении, куда с трудом поместился даже такой малогабаритный, как в данном случае, сабвуфер, звонкости пластика обшивки дверей и низкой посадке водительского места, что, пожалуй, хорошо, поскольку должно благоприятно сказаться на положении звуковой сцены по высоте.

Как уже было сказано, по соображениям экономии от подиумов для АС решено было отказаться. В конечном счете, высокочастотники врезаны в верхнюю, максимально приближенную к передним стойкам часть дверной обшивки, а НЧ/СЧ-головки установлены в штатное место, расположенное внизу двери рядом с кик-панелями, с минимальными по сложности работами по обеспечению оптимального крепления — жестко прикручены к металлическому каркасу двери через деревянную проставку, сделанную из MDF толщиной 16 мм. Чтобы после установки обшивки двери звук от НЧ/СЧ-динамика не терялся в образовавшемся пространстве, между обшивкой и металлическим основанием двери, вокруг громкоговорителя по всему периметру деревянной проставки наклеен поролоновый контур.

Отметим, что эти простейшие работы зачастую игнорируются любителями при самостоятельной установке, после чего возникает "головная боль": мол, в журнале написали, что динамики хорошо басят, а после установки в автомобиль баса вообще не слышно, хотя все подключено правильно — врут журналисты, наверное.

Еще один очень важный момент установки — подключение CD -ресивера. Мы не стали мудрить и в качестве кабеля питания взяли провод сечением 4 мм2 (им же подключен сабвуфер к усилителю), но самое важное — подключили его непосредственно к аккумулятору через предохранитель. Нам много раз приходилось слышать нелестные отзывы о дорогих головных устройствах, но в большинстве случаев оказывалось, что их владельцы, экономя на копейках, подключают аппараты к гнезду прикуривателя или к любому другому близлежащему проводу с напряжением 12 В, что недопустимо. В результате — искажения уже на средней громкости, грязный тембр и слабый бас.

Больше всего трудностей из-за сверхмалых размеров багажника вызвала инсталляция сабвуфера. Требовалось сделать скрытую установку, то есть так, чтобы закрывалась задняя полка. В конце концов было принято решение положить его на заднюю стенку (смотри фото), поскольку иначе он не помещался.

Включение и настройка.

Когда все компоненты установлены, пришло время настройки, но для начала отметим некоторые особенности акустических систем. Все они отвечают главному, выставленному нами для теста критерию — обладают высокой чувствительностью. Так, при номинальной мощности 2-компонентных " Magnat X - perience 216" 130 Вт чувствительность составляет 91 дБ/Вт/м, а сабвуфер " Magnat Bull Power 301" при номинальной мощности 200 Вт имеет чувствительность 92 дБ/Вт/м. Мы об это уже говорили в предыдущих статьях, но напомним, что прибавка чувствительности на 3 дБ равносильна удвоению уровня звукового давления. И в нашем случае данное утверждение является основным для получения приемлемой громкости звучания.

Надо признаться, что до момента включения никто не верил в удачность эксперимента. Поэтому, когда все заиграло, был эффект разорвавшейся бомбы! Трудно было поверить в то, что в системе нет внешнего усилителя. Но факт есть факт. Бас работает четко и громко, фронт — чисто и разборчиво, хотя только до положения громкости 5/6 максимума. Если громкость поднять еще выше, то искажения становятся заметны на слух, но это уже издержки всех встроенных усилителей. Правда, уверены, что загонять усилитель в такие режимы не понадобится. Уже на половине громкости звучание было громким, комфортным и с отличной динамикой. На громкости 2/3 от максимальной в этом автомобиле отмечалось легкое дребезжание обшивки салона, что недвусмысленно указывало на необходимость шумоизоляции, но в данном случае такие работы в наш бюджет не входили изначально.

Основная задача настроек головного устройства сводилась к выравниванию тонального баланса и устранению тыловой локализации сабвуфера. Для этого мы попробовали различные частоты разделения кроссовера. Обнаружилось, что инженеры компании " Pioneer " предусмотрели только три фиксированные частоты раздела: 50, 80 и 125 Гц. Почему они решили, что этого достаточно, мы не знаем, но в нашем случае этих значений оказалось мало. Поскольку для сабвуфера частота разделения фильтра НЧ 50 Гц была маловата, для поддержания уровня приходилось увеличивать его громкость, из-за чего начинала сильно вибрировать пластиковая обшивка, а сам бас ни за что не хотел локализоваться спереди. Пришлось пойти на компромисс: фронт отрезать ФВЧ на 50 Гц, а сабвуфер — ФНЧ на 80 Гц и включить в противофазе. В итоге хотя и получилась небольшая область совместной работы НЧ/СЧ-динамика и сабвуфера, зато средний бас исходил четко от фронтальных динамиков, а самый низкий распространялся где-то на уровне середины салона.

Попробуйте эти ресурсы



При этом пластиковая обшивка вибрировала заметно меньше. После отстройки встроенным эквалайзером тонального баланса фронтальных АС с таким эффектом уже можно было мириться. Звуковая сцена расположилась на уровне лобового стекла, а ее центр с помощью регулятора баланса был чуть смещен (всего на одно деление) в сторону водителя. При б ольших значениях положения ручки баланса нарушалась локализация образов и происходил заметный завал по краям звуковой сцены.

Конечно, звучание установленной нами аудиосистемы отнюдь не идеально, но заведомо лучше того, что доводилось слушать в стандартной для многих отечественных автолюбителей комплектации — широкополосный фронт и тыл.

Общие рекомендации.

Если эта идея вам понравилась, то для ее самостоятельной реализации следует уточнить некоторые моменты.

Во-первых, как говорилось выше, включать пару каналов в мостовом режиме для работы с пассивным сабвуфером позволяют только головные устройства фирмы " Pioneer ", начиная с модели " DEH -4500 R " (ориентировочно $185). Можно также применить и модель " DEH -4400 R ", если, конечно, найдете ее в продаже.

Во-вторых, автомобиль, в котором будет установлен сабвуфер, не обязательно должен иметь кузов типа купе или хэтчбек, вполне подойдет и седан. Причем в седане удобно воспользоваться сабвуфером в акустическом оформлении "бесконечный акустический экран", для чего НЧ-головку следует врезать в заднюю полку. При выборе НЧ-динамика надо обращать внимание на его чувствительность. Чем больше этот параметр, тем громогласней бас вы получите.

Иногда, чтобы поставить в седан корпусной сабвуфер, заднюю полку таких автомобилей делают "просветленной". То есть проделывают большие монтажные отверстия (не трогая ребра жесткости) и закрывают их акустически прозрачной тканью.

В-третьих, на первом этапе не обязательно покупать сабвуфер. Вам вполне могут подойти старые динамики типоразмера 6х9 или 7х10 дюймов, включенные параллельно, однако их суммарное сопротивление не должно быть ниже 2 Ом — это минимально допустимая нагрузка усилителя. Если сомневаетесь, то лучше включить динамики последовательно; при хорошей чувствительности громкости звука должно хватить, зато убережете головное устройство.

Также заметим, что приведенные в этой статье этапы установки кроссовера не обязательно подойдут вам, пусть даже с таким же автомобилем. Этап настройки звука каждого автомобиля сугубо индивидуален, поэтому ищите и пробуйте.

  © Copyright 2007 MobilAudio