Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Другие метры баса. Сабвуферы калибра 12 дюймов


Если помните, меньше года назад тест сабвуферов того же типоразмера был у нас озаглавлен как "Пять метров баса". Количество участников и в этот раз точно такое же, так что если выстроить динамики в цепочку, то получим те же пять метров. Те же по форме, но, понятно, другие по содержанию...

Между прочим, если у вас возникли смутные ассоциации с названием фильма "Другие девять с половиной недель", то, как пишут в титрах голливудских кинофильмов, "всякое совпадение является случайным и не может служить основанием..." Хотя как сказать. Разумеется, у нас "действующие лица" обновились полностью, а не наполовину, как в продолжении "Девяти с половиной недель". Но если те фильмы рассматривать в качестве описания тестов - на физическую и психологическую совместимость, - то наши тесты сабвуферов соответствуют этой тематике почти что буквально. Кроме эротики.

Совместимость физическая - это понятно: она будет тем выше, чем более компактное оформление потребуется для оптимальной работы сабвуфера и чем выше его чувствительность. Совместимость психологическая - это способность обеспечить требуемый характер передачи басов. Кому-то, как мы знаем, требуется "колбасная" АЧХ, а кому-то подавай аудиофильский бас с выверенной атакой струны контрабаса, чётко сфокусированным щелчком басового барабана и строго соразмерными низами рояля. По какому ведомству должны проходить экономические (то есть ценовые) показатели любой аудиотехники - тема для отдельной дискуссии. Скорее всего - и по тому, и по другому. Ибо до определённого рубежа вопрос о том, сколько денег можно заплатить за тот или иной компонент, решается преимущественно на психологическом уровне, а выше него начинают играть роль уже физические ограничения.

Вообще-то, давно замечено, что по мере того как смягчается жёсткость физических (финансовых) ограничений, всё большее значение приобретают психологические мотивы. Действительно, почему богатые люди покупают (или строят) большие дома? Потому что: а) они могут себе это позволить и б) так принято в их кругах. То же самое касается и выбора автомобилей и, соответственно, его оборудования. Скажем, если у вас Chevy Tahoe, Infinity SX или даже Lexus RX, как-то несолидно будет ставить туда восьмидюймовый сабвуфер, даже "десятка" будет выглядеть недостаточно представительно. Ну а если кто-то (как я, например) уважительно относится к восьмидюймовым сабам, то нетрудно догадаться, на машинах какого класса он воспитан.

Здесь имеет смысл в очередной раз подчеркнуть, что в нашей отрасли большой сабвуфер не имеет принципиальных преимуществ по качеству баса перед своими малогабаритными коллегами. Если в большом помещении (и даже в комнате для прослушивания достаточно скромного объёма) почти весь бас излучается в волновом режиме, то в салоне авто компрессионная область работы захватывает львиную долю сабвуферного диапазона - а иногда и всю её, если верхняя граница установлена не выше 80 Гц. В этой области звуковое давление, создаваемое излучателем, определяется уже не объёмной скоростью (то есть произведением площади диффузора на его смещение и частоту), а тем же произведением, но делённым на частоту. Горизонтальная АЧХ излучателя в нормальном (волновом) режиме помещения означает, что динамик работает с постоянной объёмной скоростью, а если он сохраняет эту способность и в области компрессионного режима, нетрудно понять, что здесь двукратное снижение частоты вызовет возрастание звукового давления вчетверо. Так что конечная цель сабвуферостроения - получить суммарную АЧХ требуемой формы - без особых проблем реализуется даже с использованием "восьмёрок". (У кого есть возможность, загляните в тест "восьмидюймовок" из прошлого номера - для большинства из них нижняя граничная частота в салоне располагается около 20, в крайнем случае - 25 Гц.)

В предыдущем абзаце, говоря о качестве баса, мы имели в виду только его глубину. Другой качественный показатель - уровень искажений - напрямую связан с количеством, то есть со звуковым давлением. Коль скоро звуковое давление связано с объёмом перемещаемого воздуха (в волновом или компрессионном диапазоне - не суть), то понятно, что чем больше площадь диффузора, тем меньшее перемещение потребуется для создания равного звукового давления. И если для тех головок, которые хотя бы слегка затрагивают среднечастотный диапазон, не всё так однозначно, то для сабвуферов можно сказать с почти стопроцентной гарантией: чем больше "калибр" диффузора, тем меньше искажений при заданном звуковом давлении, или, наоборот, тем большее давление можно развить при заданном уровне нелинейных искажений. А поскольку одновременно с ростом размера излучателя возрастает и его чувствительность (по крайней мере, как тенденция), то окажется, что при той же мощности усилителя можно достичь большего звукового давления.

Но, конечно, увеличение размеров диффузора приносит не только дивиденды, иначе все типоразмеры сабвуферов вымерли бы сами собой, кроме одного - максимального. Приобретая саб увеличенного размера, вы должны быть готовы к определённым издержкам. Первая их составляющая - финансовая: чем динамик больше, тем он дороже (в той же компьютерной технике всё наоборот). Но это трата одноразовая, а потому не столь обременительная. Вторую часть контрибуции придётся выплачивать постоянно - в виде предоставления определённых объёмов салона (багажника), которые тем значительнее, чем больше сам сабвуфер. Но если разобраться: вы получаете высокоэффективную машину по производству баса - естественно, для неё потребуется и увеличенный "цех". Кстати, требуемые объёмы помещений имеют лёгкую тенденцию к снижению за счёт постепенного исчезновения с рынка сабвуферных головок с мягким подвесом. К примеру, среди пятнадцати участников данного теста было лишь трое "мягких", и только двоим из них нужно просторное оформление (третьего просто необходимо "поджимать" тесным акустическим оформлением ввиду очень низкой частоты резонанса). У остальных требования к объёмам оказались очень близкими. При оценке компактности оформления мы используем "обобщённый" ящик - среднее геометрическое объёма закрытого ящика (ЗЯ) и оформления с фазоинвертором (ФИ). К слову, в этом тесте вам встретится ещё одно сокращение - АЭ, что означает "акустический экран", который у нас больше принято называть "фри-эйрным" оформлением. Это мы пробуем, по мере сил, вернуть русский эквивалент на место укоренившегося без видимых причин заимствования из чужеродного наречия. К примеру, вместо привычного нам слова "диммер" в кинотеатральной технике уже десятки лет используется словосочетание "темнитель света". Знать бы с самого начала - так и писали бы: "темнитель дисплея" (ничего, да?), а теперь придётся обходиться уже привычным "диммером".

Однако мы отвлекаемся. Уже было отмечено, что сабвуферы с характеристиками под АЭ чаще встречаются среди недорогих серий (или брэндов). Так произошло и на этот раз - четыре из пяти головок, нормально работающих в экране, расположились в первой половине теста, до 150 у.е. Меньше стало "экстремизма" - сегодня нам не встретилось ни одного сабвуфера с полной добротностью Qts больше 0,8, а добротность низкодобротных головок стала чуточку выше. Всё резонно - отрасль развивается по своим законам, и идти им наперекор желающих мало.

Современные решения

Те, кто варится в автозвуке давно и/или профессионально, обращал, наверное, внимание, как не любят изготовители сабвуферов параметр чувствительности. Сильно не любят. Фирмы посолиднее вынуждены его приводить, но - обязательно с примечанием: для сабвуферов этот параметр не показателен и не может быть использован для того, чтобы судить, какой из них "играет" громче, а какой - тише. Мне это высказывание всегда напоминает старинный анекдот: "Надо же - всю Молдаванку удовлетворяет, а его нет!" Действительно, для всех головок, чувствительность это чувствительность, а для сабвуферов - не показатель? Доля смысла в этом есть, сабвуферы, действительно, чаще всего работают в таком оформлении, которое обеспечивает более или менее значительное акустическое усиление, то есть реальная чувствительность будет выше, но основой для неё всё равно служит несправедливо притесняемая опорная чувствительность. И если в "основе", например, стоит 85 дБ/Вт, то с любыми разумными добавками чувствительность в салоне и оформлении всё равно будет не фантастической. Вот почему теперь мы даём два показателя чувствительности - опорную (мы её измеряем на частоте 250 Гц, где она зависит только от свойств самого динамика) и так называемую "реальную". Последняя определяется обычными методами по теоретически предсказанной АЧХ с наибольшей (из числа рекомендованных) отдачей в салоне в практически значимом диапазоне 25 - 100 Гц. Чаще всего это ФИ, но возможны варианты. Другой важный, на наш взгляд, параметр - неравномерность АЧХ - определяется также по теоретическим АЧХ в том же диапазоне и для того оформления, в котором эта неравномерность наименьшая (обычно - ЗЯ). Как "аудиофилы", так и "колбасники" (уж извините) найдут среди этих параметров тот, который им ближе. Хотя оговорюсь сразу - откровенно эспиэльные АЧХ мы в качестве целевой характеристики никогда не выбираем, исходя из того, что наши читатели больше интересуются воспроизведением музыки, а не звуковым давлением как самоцелью.

Теперь надо коротко и по-деловому договориться о тех умолчаниях, которые будут приняты при знакомстве с конструкцией 300-миллиметровых сабвуферных головок. Штампованных и литых диффузородержателей почти поровну, с минимальным перевесом в пользу последних. Значит, по умолчанию - литьё из алюминиевого сплава. Характерный конический выступ в центре нижней шайбы магнитной системы указывает на присутствие кольцевой проточки, предохраняющей звуковую катушку от повреждений при эксклюзивном ходе диффузора. Если ничего на этот счёт не сказано - значит, действительно, указывает, в противном случае так и будет отмечено, что шайба плоская. Как обычно, будем сообщать диаметр осевого отверстия, а его отсутствие является редкостью, достойной отдельного упоминания. Подвес предполагаем резиновым, исключений было совсем немного. Похоже, что присутствие резинового кольца C-образного сечения, окружающего внешний обод диффузородержателя, становится стандартной деталью, поэтому присутствие такого кольца (впервые в нашей практике) будем считать само собой разумеющимся. Высоту магнита принимаем равной 20 или 40 мм (во втором случае она будет определена как "двойная"). В большинстве конструкций подвижной системы использованы звуковые катушки с каркасом диаметром 51 мм, такой типоразмер и станем предполагать изначально. Центрирующие шайбы - плоские и с регулярными гофрами, правда отступлений от этого правила сегодня предостаточно. Ну а способы прокладки проводов постоянным читателям, надо думать, уже запомнились. Если нет - загляните во вводную часть к тесту компонентной акустики, здесь, по большому счёту, то же самое. Правда, у сабвуферов используются и альтернативные методы фиксации проводов, когда их зашивают в материал центрирующей шайбы, но такие конструкции заслуживают отдельного разговора.

Думается, теперь даже тем, кто ещё не совсем "в теме", знакомиться с результатами теста будет легче. А раз так - вперёд, путь неблизкий, целых пять метров баса...


  © Copyright 2007 MobilAudio