Главная

Автозвук
Об автозвуке
Автоакустика

Автосигнализации
Об автосигнализациях
Пейджинговые, с обратной связью
C дистанционным запуском двигателя
Системы бизнес - класса
Элитные системы
Системы с турботаймером
Системы эконом - класса

Спецсигналы
О спецсигналах
СГУ Premier
CodeSignal
Code3

Статьи

Обратная связь
Одна голова хорошо, а две, а три ?


У меня круглая бочка огромная такая, колбасит - за квартал слышно!

Нередко приходится слышать столь лестную характеристику собственного сабвуфера его владельца. При прослушивании такой системы почти всегда оказывается, что дикий грохот является не музыкальным аудиофильским басом, а бесконтрольным трепыханием самого динамика, обшивки салона и заднего номерного знака. . Однако за несколько десятков метров от автомобиля прохожие действительно слышат звуки баса.. Вопросов образуется немало. Почему для громкого баса приходится выкручивать все регулировки в максимальное положение? Может быть, дело в недостаточной мощности сабвуфера или усилителя? Что же делать, если хочется получить действительно громкий и качественный бас внутри автомобиля, а не снаружи? Какого размера и какое количество сабвуферов нужно ставить ?
Прежде всего, нужно чётко понимать какие требования предъявляются к сабвуферному звену, для этого проанализируем пожелания к качеству баса и начнем составлять проект сабвуферной установки. Анализируя, нужно учитывать тот факт, что основную составляющую баса воспроизводит мидбасовый динамик, именно от его параметров, места расположения, типа акустического оформления и будет зависеть, насколько натуральным будет бас. На долю сабвуфера приходится лишь глубина, звуковое давление и… физические ощущения (первая стадия – ощутимые толчки в солнечное сплетение, вторая стадия – шевеление волос на затылке и ощущение сквозняка в салоне, третья… - впрочем, не надо крайностей ).
Обычно проектировка аудиосистемы начинается с расположения основных, фронтальных акустических систем. Задача эта куда более сложная, нежели изготовление и установка сабвуфера, поэтому начинать работу лучше именно с фронтальной акустики. Действительно, заставить звучать, грамотно расположить ВЧ-, СЧ- и НЧ-головки так, чтобы не нарушать интерьер современного автомобиля – задача более сложная чем установка сабвуфера с багажник. Бывает и наоборот - фронт подбирается под очень нестандартный саб - но это уже исключение, а не правило. Подбирать сабвуфер к фронтальным акустическим системам еще имеет смысл и потому, что многие серьезные системы строятся в два этапа: первый - это полноценная высококачественная фронтальная установка, второй – добавление сабвуфера к уже готовому фронту – такой метод получил большое распространение по причине фантомного уменьшения расходов денежных средств и времени на установку.
При выборе сабвуферного динамика не следует останавливать свой выбор на конкретной, просто понравившейся по тем или иным причинам модели – может оказаться так, что купленная вещь именно для этой системы и именно для этого автомобиля непригодна. Правильнее прежде определиться какое пространство и место в автомобиле можно отвести для установки сабвуфера, какой размер и количество НЧ-головок будем ставить и лишь потом совершить покупку.
В идеальной инсталляции материалы излучающих поверхностей мидбаса и сабвуфера должны быть одинаковы. Данное утверждение тем справедливее, чем ближе друг к другу излучатели расположены, например, при фронтальном расположении саба.
Какого размера низкочастотные динамики нужно применять? Может, купить огромный сабвуферный ящик с подсветкой, похожий на шкаф со стеклянными дверцами и двумя, а то и четырьмя сабвуферами внутри, или сделать анатомический сабвуфер, что предпочесть?

Готовые сабвуферы

Нынешний рынок заполнен готовыми к применению, уже собранными сабвуферными коробками, которые принято называть корпусными сабвуферами. У них эффектный внешней вид, доступная стоимость, они просты в установке. Большинство из них вполне пригодны для использования в системах начального и среднего уровня, однако продвинутым и требовательным слушателям возможно придется обратить внимание на индивидуальные заказные конструкции. В любом случае, почти каждый из готовых сабвуферов нуждается в доработке.
Хороший способ существенно улучшить звучание покупного саба - это разобрать его, загерметизировать все швы и стыки, оклеить изнутри вибродемпфирующим материалом и заменить акустический кабель на более качественный. Хотите легко определить, хороший ли вам достался ящик ? Просто прикиньте хотя бы приблизительно его массу, настоящая хорошая конструкция должна весить не менее семи-восьми килограмм, еще лучше - если 10-15. Но скорее всего это уже будет не покупная, а заказная коробка.
Активные сабвуферы – это по сути те же корпусные, только они оснащены встроенным усилителем мощности. Но качества таких усилителей, как правило, ниже, чем у отдельных внешних усилителей, особенно если говорить о внешних специализированных сабвуферных моноблоках.

Заказные корпуса

Многие автовладельцы предпочитают сабвуферы, изготовленные на заказ т.н. встроенную технику. Она проектируется и изготавливается под конкретную инсталляцию, а значит, будет наиболее полно отвечать звуковым предпочтениям слушателя. Размещая сабвуфер в багажнике автомобиля, установщик может выполнить основное условие, без которого почти невозможно получить качественный натуральный бас, а именно – вывести излучающую поверхность диффузора НЧ-динамика непосредственно в тот объем, где находится слушатель.
В случаях, когда излучающая площадь диффузора находится в своём отдельно замкнутом объёме (например, в багажнике седана) до слушателя доходит сильно искаженная звуковая информация. О натуральном звучании низкочастотного диапазона не может быть и речи – бас на своём пути к слушателю собирает звуки и призвуки той части автомобиля, в котором находится, заставляет звучать обшивку багажника, заднюю полку, потолок и только с таким аккомпанементом достигает ушей слушателя. В такой инсталляции мы слышим не только звуки, воспроизводящиеся самим сабвуфером, но и звуки излучаемые всеми большими поверхностями находящимися в одном замкнутом пространстве: не скрипы и дребезг, а именно паразитное вторичное излучение той же крышки багажника, внутренних поверхностей крыльев и т.д. Вибродемпфирование, безусловно помогает, но не исцеляет. Именно по этой причине всегда нужно стараться располагать сабвуфер в том пространстве, где находится слушатель. Очень выигрышны в этом отношении хэтчбеки, универсалы и внедорожники – в которых данная идея реализуется автоматически, однако для повышения звукового давления в этих типах кузова низкочастотный динамик следует направлять в сторону заднего стекла. Давление развивается несколько большее, характер баса немного смягчается.
Кстати, многие производители НЧ-динамиков снабжают подобными рекомендациями свою продукцию, иногда просто следует заглянуть в сопроводительную документацию.
В седанах и купе сабвуфер лучше вывести в отверстие подлокотника или заднюю полку. В таких автомобилях наиболее предпочтительной является установка free air, т.е. без корпуса. Этот вид установки очень выгоден как с компоновочной точки зрения, так и с точки зрения качества звука, и если не злоупотреблять подводимой мощностью, звучание доставит истинное удовольствие. Однако при кажущейся простоте установка free air является гораздо более сложной, нежели изготовление корпусного или анатомического сабвуфера, но результат стоит затраченных усилий.
Кроме вышеперечисленных достоинств, встроенная техника имеет еще массу преимуществ. Во-первых, такие конструкции обычно вписываются в то пространство, которое практически не используется - пазухи крыльев, ниша запасного колеса, пятая дверь, это значит, такой сабвуфер не отнимает полезное пространство автомобиля. Во-вторых, встроенная техника жестко крепится к кузову автомобиля и не станет легкой добычей для любителей чужого добра. По этой же причине техника иногда устанавливается совершенно скрыто. И напротив, эффектно выделенная инсталляция, выполненная с применением отделки натуральной кожей и деревом, вкупе с переделкой салона превращают обычный автомобиль в коллекционный – это в-третьих.

Количество и размер

Количество вытекает из качества. Например, в большом внедорожнике, для хорошей "прокачки" всего салона имеет смысл установить не менее двух НЧ-динамиков диаметром по 12 дюймов (30 сантиметров) каждый. Увеличивать количество сабвуферов до 3 - 4 в обычной установке не имеет смысла, это займет почти все свободное место, и все равно большую часть времени вы будете использовать энергетические возможности такой станции менее чем на половину.

6-дюймовые НЧ-головки

Малораспространенный вариант для сабвуфера, более интересен в качестве вспомогательной фронтальной головки . Устанавливается обычно в центральной консоли, под торпедо или под сиденьем. Имеет смысл устанавливать в количествах более двух штук. В качестве основного басового излучателя применять затруднительно в силу малой площади диффузора. Тем не менее, существуют очень интересные примеры установок, построенных на "шестерках".

8-дюймовые НЧ-головки

Все то же, что и предыдущий пункт, но с оговоркой. В небольшом салоне уже может работать самостоятельно в качестве основного сабвуфера, даже находясь в багажнике.
Устанавливать более двух штук нецелесообразно, проще обратить внимание на более крупноразмерные модели.
При корректной фронтальной инсталляции гарантирован эффект полноценного фронтального баса.

10-дюймовые НЧ-головки

Пожалуй, 10 дюймов - это наиболее универсальный вариант, позволяющий решить любую задачу в любом автомобиле, начиная от компактных трехдверных автомобильчиков и заканчивая автобусами и яхтами.
Общая закономерность выглядит следующим образом – нужна большая отдача, стройте большую коробку. Мало места в автомобиле – не гонитесь за большим давлением. Например, в малолитражке гольф-класса в нише заднего крыла можно "анатомически" выделить 10-15 литров чистого обьема, что вполне достаточно для многих современных 10-дюймовых НЧ-головок. Но надо учесть, что высокого звукового давления при таком объеме корпуса (закрытого) не достичь. Требуется давление выше – откажитесь от компактного десятилитрового корпуса, постройте вместо него 30-литровый с фазоинвертором, и тогда можно рассчитывать на получение желаемого результата.
Применение динамика 10 дюймов не всегда оправдано в силу его меньшей площади, но эти ограничения можно превзойти различными методами, в первую очередь правильными выбором места расположения и ориентирования сабвуфера, использованием корпусов с повышенной отдачей на нужных частотах.

12-дюймовые НЧ-головки

Самое распространенное средство для установки в любой немецкий и японский бизнес-класс. Отлично инсталлируется по две штуки в большие внедорожники . Очень хорошо проявляет себя во free air. Пользуется большой любовью у любителей самостоятельно сконструировать сабвуферную коробку.

15-дюймовые НЧ-головки

НЧ-динамики такого размера получили малое распространение. Если головка из предыдущего раздела хорошо сыграет в объеме от 25 литров, то 15-дюймовому сабвуферу для достоверной передачи музыкально материала потребуется литров этак 60-90. Много это, или мало - судить вам, но стоит помнить, что не меньшее давление можно получить с помощью двух 12-х головок, расположить которые можно более изящно и в меньших объемах.
Тем не менее, у головок калибром 15-ть дюймов есть свои поклонники, глубоко убежденные, что больше - значит лучше , и никогда не променяющих из на 12-дюймовые.

Разнесенные сабвуферные системы

В некоторых автомобилях (американские и немецкие вэны , внедорожники) есть возможность осуществить разнесенную сабвуферную систему, когда в передней части салона устанавливается фронтальный сабвуфер, обычно 8-10 дюймов, решив таким образом проблему фронтального баса раз и навсегда. Но для большого салона автомобиля одного сабвуфера такого размера явно не достаточно, поэтому добавляется еще один или два вспомогательных сабвуфера. Их располагают либо в нишах заднего крыла, на полу либо на потолке. Синхронизировать работу двух совершенно разных сабвуферных головок сложно. Для этого нужно иметь раздельные независимые регулировки. Настройка таких систем - достаточна сложная процедура.
Если в разнесённой сабвуферной системе используется два одинаковых сабвуфера и если они установлены в одинаковых объёмах, подключать их можно к одним и тем же каналам усилителя и настраивать совершенно идентично.
Разновидностью разнесенных сабвуферных систем является установка двух специализированных шестидюймовых сабвуферов, например, в центральной консоли или под сиденьями.
Установка "чистокровных" сабвуферов – "шестерок" в двери очень трудоёмка по причине сложности одновременного размещения и мидбаса, и его низкочастотного соратника. Тем более, что сабвуферу необходим герметичный замкнутый объем , тогда как мидбас может работать на весь объем двери.

Выводы

Современные решения


Перед проведением любой установки стоит составить предварительный проект системы. Сама установка должна подчиняться общей идее и замыслу, тогда каждый потраченный рубль вернется к вам в виде огромного удовольствия от конечного результата.. И помните, долговременное прослушивания громкой музыки может вызвать кратковременную потерю слуха, а в тяжком случае – хроническое ухудшение слуха.

  © Copyright 2007 MobilAudio